Л Е К Ц И Я 8
1 Кор. превосходит все остальные Павловы послания по разнообразию тем и проблем. Это отразилось на архитектонике послания. После обычного вступления (греч.:"проимион") с приветствием и благодарением (1:1-9) идут апостольские обличения (киригма) коринфян за:
1) распри и разделения (1:10 0 4:21);
2) кровосмесительное любодейство (5:1-13);
3) тяжбы на языческих судах (6:1-11);
4) чревоугодие и любострастие (6:12-20).
За обличениями следуют апостольские наставления (омилия):
а) относительно христианской жизни:
- о брачном и девственном состоянии (гл. 7);
- о ядении идоложертвенного (8:1-9:1);
- о женском покрывале (11:2-16);
- о вечерях любви (11-17:4);
- о духовных дарованиях (12:1-4, 40).
б) относительно веры:
- учение о воскресении мертвых (15:1-58);
- заключение (16).
В главе 16 впервые в Новом Завете встречается указание на празднование воскресного дня первохристианами. Апостол, в частности, советует коринфянам делать благотворительный сбор в пользу Иерусалимской церкви в первый день недели (16:2) - ката миан саввату (слав.: по единей от суббот), как у Мк. 16 и Лк.
24. В этот день каждый верующий отлагал часть своего достатка или дохода в пользу палестинских братьев. Таким образом апостол указывает на освящение воскресного дня благотворительностью.
Из Деян. мы также знаем, что первый день недели освящался
Богослужением.
Деян. 20. По прибытии Павла в Троаду ученики собрались для преломления хлеба (т.е. Евхаристии), и апостол беседовал с ними до рассвета. В Апок. (1:10) воскресный день получает особое имя дня Господня - "кириаки умэра" (лат.: dominica).
Лейтмотивом 1 Кор. является тема воскресения, с которой так или иначе связаны все остальные темы и проблемы. Поэтому начнем мы с воскресения, т.е. с конца послания (глава 15).
В Коринфе некоторые отрицали воскресение мертвых. Павел обращается к коринфянам с вопросом: "Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?" (15:12). Важно помнить, что коринфяне отрицали отнюдь не воскресение Христа, а воскресение тела. И Павел настаивает на том, что человек, отрицающий воскресение тела, отрицает одновременно и воскресение Христа, тем самым выхолащивая из христианской жизни ее реальность.
Мы знаем, что раннехристианская Церковь развивалась на фоне двух исторических цивилизаций - иудейской и эллинской.
Саддукеи всегда отрицали жизнь после смерти, бессмертие души и воскресение тела.
Все люди без различия уходили после смерти в шеол мрачную страну преисподней, где мертвые жили в мире теней, в изоляции от Бога. Пс. 6:6 - "Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповется Тебе?"
Эллины, особенно стоики (а позднее гоностики), в общем и целом верили в бессмертие души, но не в воскресение тела источника всех зол, темницы души. Божественная искра (греч.:
"спинфир", лат.: scintilla - "сцинтила") в теле человека давала ему жизнь. Когда человек умирал, его тело - тюрьма души
- распадалось на составные элементы, а Божественная искра возвращалась к Богу и воссоединялась с Божеством, частью которого она была.
Для эллинов бессмертие заключалось в том, чтобы избавиться от тела. Мысль о воскресении тела была невозможной.
Личного бессмертия быть не могло, так как Божественная искра, дававшая человеку жизнь, вновь воссоединялась с Богом Первоисточником всего живого.
Апостол Павел напрягает все силы своего мощного интеллекта, чтобы доказать, что тело есть не зло, а храм живущего в нем Духа. Христос совершил полное спасение человека
- его души и тела, а не только души, как считают спиритуалисты. Тело нельзя презирать, потому что Сам Христос воплотился. Для христианина поэтому грядущая жизнь включает сохранение тела и души. Но тело и душа будут иными качественно новыми, преображенными. Воскреснет весь человек, с обновленной душой и телом.
Если воскресение Христово достоверно, то достоверно и будущее воскресение всех людей (15:12-34). Христос воскрес воскреснем и мы. Если же допустить, что воскресения мертвых не будет, то значит и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то пропадает все - и наша проповедь, и наша вера, а апостолы оказались бы лжесвидетелями, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого
Он не воскрешал. Те, которые умерли уверовавшими во Христа, если Христос не воскрес, погибли.
Всеобщее воскресение во Христе связано со всеобщим умерщвлением в Адаме. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (15:27), т.е. в силу нашей связи духовной со
Христом воскреснут.
Отрицание истины воскресения мертвых означало бы, во-первых, признание бесцельности крещения, которое не имело бы никакого смысла. "Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?"
Во-вторых, отрицание истины воскресения мертвых делало бы напрасными все труды и подвиги апостолов для насаждения христианства. Наконец, отрицанием истины воскресения мертвых ниспровергся бы весь нравственный строй жизни. "Станем есть и пить, ибо завтра умрем". "Отрезвитесь, как должно, и не грешите: ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают
Бога". Образ воскресения (15:33-46). Самое главное отличие нынешнего человеческого тела о того, чем оно будет по воскресении, состоит в том, что "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное". Духовные тела воскресших людей подобны телу Христа по воскресении.
15:47-50 - со Христом, нашим вторым Родоначальником, у нас утвердилась столь же крепкая связь наследственности по духу, какая существует с первым (Адамом) по телу.
15:51-58 - судьба тел, которым не придется испытать смерти до пришествия Христа: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся".
Своим Воскресением Христом дает миру полноту Божественной благодати, и в конечном счете Бог будет "всяческая во всех"
(15:28). Слав.: "Егда же покорит Ему всяческая (т.е. Бог Отец покорит все Богу Сыну), тогда и Сам Сын покорится Покоршему
Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех".
1 Кор. 15:29 - "Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?". В истории христианства известно крещение за другого. Если умирал катехумен, то за него нередко крестился родственник, т.к. считалось, что некрещеный лишается небесного блаженства. Такую практику осуществлял, например, гностик Маркион, прибывший в Рим из
Малой Азии в 30-е годы II века и считавший себя продолжателем дела ап. Павла.
(В наше время крещением умерших занимается секта мормонов, называющая себя "святыми последнего дня" (last day
saints). В мормонских храмах осуществляют не только крещение, но и венчание умерших, а также другие обряды над душами почивших. В США, например, мормоны ежегодно проводят до 5 млн.
"священных" обрядов над умершими, чем привлекают к себе немалое число людей. В мире насчитывается сейчас около 10 млн.
мормонов.)
В 1 Кор. 15:29 ап. Павел не одобряет такую практику и не высказывается против нее. Он просто говорит, что в этом обряде нет смысла, если нет воскресения мертвых.
В 15:35 Павел ставит вопрос: "Как воскреснут мертвые и в каком теле придут?" Для решения вопроса о телах воскресших
Павел рассматривает качественное различие растения и зерна, из которого оно вырастает.
Тело первого Адама было тело душевное. Преображенное тело воскресения будет телом духовным по образу, данному во Христе.
Это преображение распространится и на тех, кого пришествие
Христово застанет в живых. Павлово учение о воскресении свидетельствует о напряженности эсхатологического ожидания в первом христианском поколении.
О девстве и браке
С темой воскресения неразрывно связан вопрос о девстве. В
Павловой концепции девство предвосхищает состояние воскресших из мертвых, в котором удостоенные будущей жизни будут равны ангелам.
Девство - это основание Церкви Божией на земле. В Апок.
все избранные для Царства Небесного называются девственниками
(14:4). Они составляют десятину, пожертвованную от лица всего человечества Богу; они искуплены из среды людей, как первенцы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.