Первое послание к коринфянам

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  8

1 Кор.  превосходит все  остальные  Павловы  послания  по разнообразию тем  и  проблем.  Это отразилось на архитектонике послания. После  обычного  вступления  (греч.:"проимион")    с приветствием и   благодарением   (1:1-9)   идут   апостольские обличения (киригма) коринфян за:

1) распри и разделения (1:10 0 4:21);

2) кровосмесительное любодейство (5:1-13);

3) тяжбы на языческих судах (6:1-11);

4) чревоугодие и любострастие (6:12-20).

За обличениями следуют апостольские наставления (омилия):

а) относительно христианской жизни:

- о брачном и девственном состоянии (гл. 7);

- о ядении идоложертвенного (8:1-9:1);

- о женском покрывале (11:2-16);

- о вечерях любви (11-17:4);

- о духовных дарованиях (12:1-4, 40).

б) относительно веры:

- учение о воскресении мертвых (15:1-58);

- заключение (16).

В главе 16 впервые в Новом Завете встречается указание на празднование воскресного  дня  первохристианами.  Апостол,   в частности, советует коринфянам делать благотворительный сбор в пользу Иерусалимской церкви в первый день недели (16:2) - ката миан саввату (слав.:  по единей от суббот), как у Мк. 16 и Лк.

24. В этот день каждый верующий отлагал часть своего  достатка или  дохода  в  пользу  палестинских  братьев.  Таким  образом апостол    указывает    на    освящение    воскресного     дня благотворительностью.

Из Деян. мы также знаем, что первый день недели освящался

Богослужением.

Деян. 20.  По прибытии Павла в Троаду  ученики  собрались для преломления хлеба (т.е. Евхаристии), и апостол беседовал с ними до рассвета.  В Апок.  (1:10)  воскресный  день  получает особое имя дня Господня - "кириаки умэра" (лат.: dominica).

Лейтмотивом 1 Кор.  является тема воскресения,  с которой так или  иначе связаны все остальные темы и проблемы.  Поэтому начнем мы с воскресения, т.е. с конца послания (глава 15).

В Коринфе  некоторые отрицали воскресение мертвых.  Павел обращается к коринфянам с  вопросом:  "Как  некоторые  из  вас говорят, что нет воскресения мертвых?" (15:12). Важно помнить, что коринфяне  отрицали  отнюдь  не  воскресение   Христа,   а воскресение тела.  И  Павел  настаивает  на том,  что человек, отрицающий воскресение   тела,   отрицает    одновременно    и воскресение Христа,  тем  самым  выхолащивая  из  христианской жизни ее реальность.

Мы знаем,  что  раннехристианская  Церковь развивалась на фоне двух исторических цивилизаций - иудейской и эллинской.

Саддукеи всегда  отрицали жизнь после смерти,  бессмертие души и воскресение тела.

Все люди  без  различия  уходили  после  смерти  в шеол мрачную страну преисподней,  где мертвые жили в мире теней,  в изоляции от Бога. Пс. 6:6 - "Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповется Тебе?"

Эллины, особенно стоики (а позднее гоностики),  в общем и целом верили в бессмертие души,  но не в  воскресение  тела  источника всех зол,  темницы души.  Божественная искра (греч.:

"спинфир", лат.:  scintilla  -  "сцинтила")  в  теле  человека давала ему жизнь. Когда человек умирал, его тело - тюрьма души

- распадалось на  составные  элементы,  а  Божественная  искра возвращалась к  Богу  и  воссоединялась  с  Божеством,  частью которого она была.

Для эллинов   бессмертие   заключалось   в   том,   чтобы избавиться от тела. Мысль о воскресении тела была невозможной.

Личного бессмертия быть не могло,  так как Божественная искра, дававшая человеку  жизнь,  вновь  воссоединялась  с  Богом   Первоисточником всего живого.

Апостол Павел   напрягает   все   силы   своего   мощного интеллекта, чтобы  доказать,  что  тело  есть  не зло,  а храм живущего в нем Духа. Христос совершил полное спасение человека

- его   души   и   тела,   а   не  только  души,  как  считают спиритуалисты. Тело нельзя презирать,  потому что Сам  Христос воплотился. Для  христианина  поэтому  грядущая жизнь включает сохранение тела  и  души.  Но  тело  и  душа  будут  иными   качественно новыми, преображенными. Воскреснет весь человек, с обновленной душой и телом.

Если воскресение  Христово  достоверно,  то  достоверно и будущее воскресение всех людей (15:12-34).  Христос воскрес  воскреснем и мы. Если же допустить, что воскресения мертвых не будет, то значит и Христос  не  воскрес.  А  если  Христос  не воскрес, то пропадает все - и наша проповедь,  и наша вера,  а апостолы оказались    бы    лжесвидетелями,     потому     что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого

Он не воскрешал.  Те,  которые умерли уверовавшими во  Христа, если Христос не воскрес, погибли.

Всеобщее воскресение  во  Христе  связано   со   всеобщим умерщвлением в Адаме.  "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (15:27),  т.е.  в силу  нашей  связи  духовной  со

Христом воскреснут.

Отрицание истины   воскресения   мертвых   означало   бы, во-первых, признание  бесцельности крещения,  которое не имело бы никакого смысла. "Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?"

Во-вторых, отрицание истины воскресения мертвых делало бы напрасными все   труды  и  подвиги  апостолов  для  насаждения христианства. Наконец,  отрицанием истины воскресения  мертвых ниспровергся бы весь нравственный строй жизни.  "Станем есть и пить, ибо  завтра  умрем".  "Отрезвитесь,  как  должно,  и  не грешите: ибо,  к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают

Бога".  Образ  воскресения  (15:33-46).   Самое   главное отличие нынешнего человеческого   тела   о  того,  чем  оно  будет  по воскресении, состоит  в  том,  что  "сеется   тело   душевное, восстает тело  духовное.  Есть  тело  душевное,  есть  тело  и духовное". Духовные  тела воскресших людей подобны телу Христа по воскресении.

15:47-50 -  со Христом,  нашим вторым Родоначальником,  у нас утвердилась столь же  крепкая  связь  наследственности  по духу, какая существует с первым (Адамом) по телу.

15:51-58 -  судьба  тел,  которым  не  придется  испытать смерти до  пришествия  Христа:  "Говорю  вам тайну:  не все мы умрем, но все изменимся".

Своим Воскресением Христом дает миру полноту Божественной благодати, и в конечном счете Бог будет  "всяческая  во  всех"

(15:28). Слав.:  "Егда же покорит Ему всяческая (т.е. Бог Отец покорит все Богу Сыну),  тогда и Сам Сын  покорится  Покоршему

Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех".

1 Кор. 15:29 - "Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и   крестятся   для  мертвых?".  В  истории  христианства известно крещение за другого.  Если умирал  катехумен,  то  за него нередко   крестился   родственник,  т.к.  считалось,  что некрещеный лишается  небесного  блаженства.   Такую   практику осуществлял, например,  гностик  Маркион,  прибывший  в Рим из

Малой Азии в 30-е годы II века и считавший себя  продолжателем дела ап. Павла.

(В наше  время   крещением   умерших   занимается   секта мормонов, называющая  себя  "святыми последнего дня" (last day

saints). В мормонских храмах осуществляют не только  крещение, но и  венчание  умерших,  а  также  другие  обряды  над душами почивших. В США, например, мормоны ежегодно проводят до 5 млн.

"священных" обрядов   над  умершими,  чем  привлекают  к  себе немалое число людей. В мире насчитывается сейчас около 10 млн.

мормонов.)

В 1 Кор.  15:29 ап. Павел не одобряет такую практику и не высказывается против нее. Он просто говорит, что в этом обряде нет смысла, если нет воскресения мертвых.

В 15:35 Павел ставит вопрос:  "Как воскреснут мертвые и в каком теле придут?" Для решения  вопроса  о  телах  воскресших

Павел рассматривает качественное различие растения и зерна, из которого оно вырастает.

Тело первого Адама было тело душевное. Преображенное тело воскресения будет телом духовным по образу, данному во Христе.

Это преображение  распространится  и  на тех,  кого пришествие

Христово застанет  в  живых.  Павлово  учение  о   воскресении свидетельствует о  напряженности  эсхатологического ожидания в первом христианском поколении.

О девстве и браке

С темой воскресения неразрывно связан вопрос о девстве. В

Павловой концепции  девство предвосхищает состояние воскресших из мертвых,  в котором удостоенные будущей жизни  будут  равны ангелам.

Девство - это основание Церкви Божией на земле.  В  Апок.

все избранные  для Царства Небесного называются девственниками

(14:4). Они составляют десятину,  пожертвованную от лица всего человечества Богу;  они искуплены из среды людей, как первенцы

Похожие материалы

Информация о работе