Заповеди Нагорной проповеди

Страницы работы

Содержание работы

Лекции, прочитанные в Свято-Тихоновском богословском институте

Лекция 10

В прошлый раз мы с вами говорили о тех заповедях Нагорной проповеди, которые  располагают нас к тому,  чтобы иметь точку опоры нашей жизни вне этого мира,  иметь ее в Боге,  т.е.  все делать перед  лицом  Божиим  и награды ждать только от Господа Бога, а не от человека.  Говорить об этих вещах  трудно,  ведь это вершина совершенства, на которую должен взойти христианин.

"Если кто ударит тебя в правую щеку,  обрати к нему  другую", "Кто хочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку,  отдай ему верхнюю одежду",  "Кто принудит тебя идти с  ним  одно поприще, иди с ним два",  "Просящему у тебя дай,  хотящего занять у тебя не отвращайся".

В последней заповеди говорится "просящему у тебя дай" без всякого ограничения, потому что когда у тебя просят, то встает иногда вопрос: может быть, просят на водку - давать или не давать? Или просит человек в таком виде,  что не хочется ему давать: или он слишком хорошо одет,  чтобы просить,  или слишком плохо.

Мы видим, что здесь нет ограничений. Господь сказал, а уж как ты это выполнишь,  об этом ты сам ответишь перед Господом. "От хотящего занять у тебя не отвращайся".  Веришь ли ты,  что он отдаст, сомневаешься ли - если хочет человек у тебя занять, ты не должен от него отвращаться.

Любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим  нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас - вот что нам говорит Господь, чтобы мы были совершенны, как совершен Отец наш Небесный, ни больше и ни меньше. Все это нам сказано.  И лукавый ум говорит нам:  это  для  кого-то сказано,  это Евангелие - а это жизнь.  Но это говорится всем, каждому из нас,  и все мы должны иметь перед собой цель  -  до какой высоты нам подниматься.

Особенность православной литературы,  что в основном  все написано для монахов.  На Западе много книг для мирян, где содержится руководство, как жить. Православная литература же написана святыми  отцами  не для тех,  кто хочет идти "от сих до сих", а для тех,  кто хочет идти до конца.  Как говорил апостол Павел, "не достигну ли я, как достиг меня Христос". Эта перспектива бесконечная все время стоит перед нами,  и каждый  должен идти как может. Но никто не может себя ограничивать: мне нужно только до сих пор,  а дальше - это для монахов и для более совершенных людей. Но это сказано для всех, и как ты прошел свой путь за Господом, пусть твоя совесть тебе об этом говорит, она подскажет, что именно ты делаешь не так.

Творить милостыню,  молиться,  поститься надо так,  чтобы это было только для Господа, чтобы не получать от людей похвалу и награду за это. Мы должны целиком опираться на тот рычаг, который вне нашей жизни, целиком должны полагаться на Господа. И ожидать только от Него того, что Он может нам дать.

В главе 26, ст.19-21 Евангелия от Матфея говорится: "Не собирайте себе сокровищ на земле,  где моль и ржа  истребляют  и где воры подкапывают и крадут;  но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут;  ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".  Имеются в виду сокровища не только материальные,  но и сокровища  авторитета среди людей,  сокровища нашего положения среди людей,  нашего социального статуса. Потому что когда человек подает милостыню,  молится,  аккуратно все выполняет, то он заслуживает у людей какое-то определенное  положение,  т.е. на  земле как-то,  может быть,  незаметно для себя он собирает сокровища человеческого уважения.  И незаметно сердце его сюда прилепляется, потому что сказано: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Когда человек делает добро, а за это видит только  зло,  когда  он доброго слова не слышит за свои добрые дела,  тогда все его упование - там, тогда все его сокровище там, и сердце его тоже всецело там, где Господь - на небе.

В стихах 22-23 говорится:  "Светильник  для  тела  есть  око. Итак, если око твое будет чисто,  то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?".

После того,  что сердце наше  там,  где  наше  сокровище, Господь говорит об оке. Око человеческое - это не просто орган зрения, оно неразрывно связано с умом.  Увидеть -  это  значит оценить, сразу  дать  какую-то характеристику увиденному.  Это происходит мгновенно.  И вот, оказывается, око бывает темным и светлым. От  чего это зависит?

Это зависит от того,  где наше сердце.  Сердце наше, если можно так сказать,  самый инертный орган - оно долго привыкает к чему-то. Но когда привыкает, то начинает диктовать нам дальнейшее поведение.  Где  сердце  наше - так мы и будем смотреть своими оком вокруг себя. Наши оценки того, что мы видим, и определяет то,  где наше сердце. И если око наше на земле, то мы смотрим определенным образом,  а если на небе, то другим образом. И  никто  не должен себя обольщать,  что можно смотреть и туда и сюда.  "Никто не может служить двум господам:  ибо  или одного будет ненавидеть,  а другого любить;  или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.  Не можете служить Богу  и  маммоне" Мф.   26 0:24).  Где-то в одном месте наше сердце, как бы нам ни казалось,  что оно в другом месте,  и мы не  должны  на этот счет обольщаться.

Похожие материалы

Информация о работе