Заповеди Нагорной проповеди, страница 5

Этот внешний показал глубочайшую  веру  и,  главное,  почувствовал свое недостоинство.

Другой случай общения Господа с внешним - случай с  хананеянкой (Мф.21:21-28).  Когда  Иисус был в странах Тирских и Сидонских, подошла к нему хананеянка и сказала  ему:  "Помилуй меня, Господи,  Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова".  Он шел,  как будто бы ее нет, и даже ученики Его сжалились над ней и просили Его:  отпусти ее,  что она ходит за нами и кричит.  А Он сказал:  "Я послан только  к погибшим овцам  дома  Израилева".  То  есть Он пришел только к тем, кто по плоти израильтянин,  а к другим не имеет  никакого отношения. Казалось бы,  как уже определеннее сказать, как перейти эту границу родства по плоти?  А она все равно, подойдя, кланялась и говорила Ему:  "Господи, помоги мне!" Он же сказал в ответ: "Нехорошо взять хлеб и  бросить  псам".  Она  сказала: "Так,  Господи!  но и псы едят крохи,  которые падают со стола господ их.  Тогда Иисус сказал ей в ответ:  о, женщина! велика вера твоя;  да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час".

Для этой  женщины  не  было стены,  у нее было внутреннее стремление быть с Господом и с теми,  кто является Его детьми. Она признала себя недостойной и не претендовала ни на что, как блудный сын,  который не претендовал на то,  чтобы быть  опять сыном; как Лазарь,  который хотел только, чтобы ему дали крохи со стола.  Чтобы перестать быть псом,  надо действительно  почувствовать себя им,  понять,  что вне Господа,  вне Церкви ты просто пес, которому не место не то что среди детей Божьих, но даже среди людей. И человек, который не понимает этого, не перешел еще эту границу,  находится в таком вот положении, и чем меньше  он стремится сюда,  тем более полно он характеризуется этим словом. А хананеянка со своим глубочайшим смирением сразу стала Господу ближе тех, кто, казалось бы, был ему близок и по плоти, и по избранию.


Господь говорил Своим ученикам (Мф. 21:16):"Итак  будьте мудры, как змии,  и просты,  как голуби". Как это совместить мудрость змеиную и голубиную  простоту?  Вообще  все  в  жизни настоящее построено  антиномично.  Тут  нельзя  раз и навсегда что-то решить,  раз и навсегда прописать,  как,  с кем и о чем говорить, надо  все время помнить эту антиномичность:  глубина погибели и высота спасения. Отцы говорят: нужно душу свою держать во  аде,  но  в то же время не отчаиваться,  надеяться на бесконечную милость  Божью.  Радуйтесь,  поскорбев  от  разных искушений. Плачьте - и в то же время всегда радуйтесь. Как это совместить? Нам ведь предписано и то и другое.  И мудрость нам предписана, чтобы  понять  ноту,  на которой говорить,  и волю Божью постичь; и голубиная простота, чтобы этой воле следовать.

Далее, подходя  к  концу Нагорной проповеди, Господь дает нам конкретный  совет для нашей жизни,  дает нам в руки как бы компас, - чтобы всегда нам было открыто, как обращаться с каждым человеком (Мф. 27:12):"Итак во всем,  как хотите,  чтобы с вами поступали люди,  так поступайте и вы с ними;  ибо в  этом закон и пророки".  Куда проще:  вот я хочу,  чтобы так со мной поступали;  значит,  всё знаю,  всё мне открыто, всё дано, как поступать  и  с  другим  человеком.  Всё в тебе есть,  всё нам Господь дал для спасения.  И компас внутри нас тоже есть - как обращаться с людьми.

Далее говорит Господь (Мф.27 :13-14):"Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". Здесь тоже внутреннее свидетельство для нас:  если тесен наш путь, тесны врата, значит мы идем в одну сторону; если нам широко, пространно, вольготно, то мы идем в другую.