Так же и смотреть можно вокруг себя. В ст.25-34 показываются примеры того, как мы должны смотреть вокруг себя на жизнь. Допустим, нарушена стабильность жизни, начались какие-то тревоги, беспокойства. Как мы на все это должны смотреть, каким оком? Господь учит нас: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?"
Тренированное, наученное око везде видит руку Божию, везде видит назидание. Книга святого Тихона Задонского "Сокровища духовные, от мира собираемые" построена на том, что от каждого явления природы, от каждой вещи, увиденной вокруг, он старается взойти к духовным предметам, во всем найти какое-то назидание, Промысл Божий и руку Его.
Сам Господь учит нас, как мы должны уметь смотреть. Вот птицы - казалось бы, самое обычное зрелище, но надо увидеть в этом, что Отец Небесный их питает. Обычно говорят: к чему же призывает Господь, неужели к бездеятельности, чтобы мы сидели сложа руки и уповали только на Бога. Но ведь Он говорит нам: взгляните на них. Они ведь не сидят, они весь день летают, трудятся, а приходит вечер, и они спокойно засыпают и не думают о том, что им готовит день грядущий. Они знают, что сегодня был Бог, будет Он и завтра, и будет всегда. И Господь подает им все насущное.
И вот Он призывает нас посмотреть на цветы: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!"
Цветы особенно напоминают нам о Промысле Божием. Не зря у людей принято дарить их и в день скорби, и в день радости, чтобы и в день скорби мы вспомнили о Боге, Который способен так одевать и растения; чтобы и в день радости мы тоже вспоминали о том, Кто дает нам радость, Кто нас утешает. Казалось бы, в цветах нет никакой целесообразности, для чего же Господь их сотворил такими красивыми? Только для нас, как утешение: вот тебе цветок, вот тебе подарок.
Не заботьтесь, говорит Господь, что вам есть и что пить, во что одеться. Потому что всего этого ищут язычники. И потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Нам не сказано, что мы не должны трудиться, просто не должно быть поистине безбожной озабоченности. Мы отрекаемся от Бога, когда говорим: что будет завтра, что мы будем есть? И Господь нас от этого предостерегает, когда говорит, что знает Отец Небесный, в чем мы имеем нужду, прежде даже нашего прошения.
Но тогда зачем же просить? Молитва "Отче наш" дана нам как образец того, как и чего надо просить у Бога.
"Да будет воля Твоя" - готовность и желание принять волю Господа; "хлеб наш насущный даждь нам днесь" - с радостным замиранием сердца ожидание именно самого насущного хлеба, который Господь даст нам. А в чем наш хлеб - Он знает, а мы должны принять этот хлеб с благодарностью и радостью. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".
И дальше Господь продолжает тему ока, которое глядит и сразу судит. И прямо говорит (Мф. 27:1-5): "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучек из глаза твоего"; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.