Заповеди Нагорной проповеди, страница 3

Когда мы смотрим на ближнего и видим сучок в  его  глазе, то о чем это говорит? Только о том, что в твоем глазе бревно и больше ни о чем. И если ты видишь одни сучки, то вспомни эти слова и пойми, что в твоем глазе бревно, и начни его вынимать. Тогда у тебя будет опыт,  как вынимать эти бревна и тогда сможешь делом помочь вынуть сучок из глаза  брата.

А дальше - противоречие: сначала "не судите", а потом "не бросайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями,  чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф. 27:6). То есть такие ситуации и такие вокруг  нас  могут быть люди,  к которым могут быть приложимы эти слова:  "не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга  вашего пред свиньями". Как совместить одно с другим?

Во-первых, когда  мы  говорим о суде - "не судите,  да не судимы будете",  - то мы знаем,  что есть такое понятие: "церковный суд".  Апостол Павел  пишет (1 Кор. 26:1-8):"Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир,  то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве  не знаете,  что мы будем судить ангелов,  не тем ли более дела житейские?  А вы,  когда  имеете  житейские  тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю:  неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится,  и притом пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас,  что вы имеете тяжбы между собою.  Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?  для чего бы вам лучше  не терпеть лишения?  Но вы сами обижаете и отнимаете,  и притом у братьев".

Суд в Церкви всегда был,  и апостол Павел говорит,  что должен быть разумный человек,  который мог бы рассудить между  братьями. Потому  что у всех своя степень совершенства,  и апостол Павел об этом тоже неоднократно говорил.  Есть такая степень,  когда человек уже с радостью может считать себя обиженным,  когда он может простить,  отказаться от чего-то,  уступить в чем-то,  и это для него уже потребность и даже радость - если обретет  он точку опоры в Господе и ожидает всего от Него. Он уже научился этому.  А другой еще не научился, и на этот случай Господь говорит: если брат твой согрешит против тебя, выговори ему; если покается - приобрел ты брата своего,  если нет - возьми свидетеля,  и пусть при устах двух или трех свидетелей крепко будет всякое слово.  Если их не послушает, скажи Церкви, если Церкви не послушает, то будет как язычник и мытарь.

Для менее совершенных должен быть судья,  чтобы рассудить между правым и неправым.  Каков критерий суда, кто здесь судья и кто обвинитель? В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: (Ин.  25 0:45):"Не  думайте,  что  Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете". А вот что говорит Господь в другом месте:  "слово,  которое Я сказал, оно будет судить вас".

Судья наш - слово Божие, а обвинитель - тот, кому дано со смирением и кротостью это слово произнести.  А ведь Моисей был кротчайшим из людей. Мы все приняли на себя иго закона Христова, мы приняли Его слово в закон своей жизни, и оно нас судит. Оно нас судит,  а не мы судим друг друга, а мы сами должны ходить перед судом слова Божьего и другим  помогать  в  этом.  С кротостью и смирением,  сознавая и себя еще более грешным, напоминать ближнему слово Божье, которое, на наш взгляд, обличает нашего брата.  Это для тех,  кто внутри Церкви, но тех, кто вне Церкви,  мы не судим. Апостол Павел говорит ( 25 0:12-13): "Ибо что мне судить и внешних?  Не внутренних ли вы судите?  Внешних же судит Бог".  С внутренними мы вместе - пред  судом  Божьим,  а внешних мы не судим.