Заповеди Нагорной проповеди, страница 8

Вот каждый и должен посмотреть: готова ли земля твоей души принять семя Царствия Небесного, как ты его принимаешь? Может, оно просто промелькнуло,  или упало неглубоко, или попало в терние.  Что тебе нужно делать, чтобы семя это действительно принесло плод?

Другую притчу  рассказал  Господь,  в основу которой тоже положено зерно (Мф.  21:31-32): "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом,  так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его".

Когда человек впервые слышит о Царстве Небесном,  о будущей жизни,  эта жизнь кажется ему чем-то ничтожным и ненужным. У него свои заботы:  ему надо реки вспять поворачивать, ракеты в космос запускать,  а тут вдруг о каком-то  Царстве  Небесном говорят. Да и кто говорит?  Те, кто не занимают никакого положения в жизни.

И действительно,  разговор о Царстве Небесном может показаться самым незначительным по своей  бесполезности  для  этой жизни.  Но если вдруг человек принимает его в душу, то оно вырастает больше всех деревьев и становится способным все  победить, если оно выросло так, что даже птицы небесные укрываются в его ветвях.  Настолько человек,  принявший это  семя,  вдруг становится  другим  человеком  -  он может и престижную работу бросить, и вообще резко изменить свою жизнь, стать совсем другим. И это всегда удивительно, когда встречаешь человека верующего,  которого ты знал неверующим, и видишь, что он стал совершенно другим,  что он поистине мир победил, и то, что казалось ему ценным, потеряло всякую цену. Значит, это зерно в нем выросло и доло ему такую силу и высоту.

Царство Небесное сравнивается не только с зерном.  Истина многомерна, и с разных сторон.  Зерно, хоть и становится большим деревом,  но - растет из земли,  истощая землю,  делает ее менее плодородной.

Поэтому Господь и сравнивает Царствие Небесное  еще  и  с закваской, "которую  женщина  взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Мф. 21:33). Как малая закваска преображает все  тесто,  так и слово о Царствии Небесном - всю душу переворачивает, преображает,  а не просто вырастает из нее.

И другую  притчу  рассказал Господь - о скрытом сокровище (Мф. 21:44): "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле,  которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то". Видите, сокровище находится в каких-то границах,  в каких-то очертаниях видимых.  Не нужно человеку поле - ему нужно сокровище.  Он знает, что  сокровище  в границах поля,  и он покупает это поле.  Эта притча - о том,  что истина и путь к Царству  Небесному  находятся в видимых границах,  и границы эти - границы Церкви, видимое сообщество людей,  которые тоже хотят идти  этим  путем. Все внешнее в Церкви,  все,  что включает церковная ограда,  -все это нужно покупать,  чтобы взять сокровище. Хотя, казалось бы,  и это не исчерпывает Царства Небесного и имеет даже с ним мало общего.  Но все,  что включает церковная ограда, все, что мы исторически приняли от предков,  - это то поле,  которое мы должны купить, те границы, те очертания видимые, чтобы нам овладеть невидимым сокровищем Царства Небесного.

Еще Господь сравнивал Царство Небесное с жемчужиной. "Оно подобно купцу,  ищущему хороших жемчужин,  который, нашед одну драгоценную жемчужину,  пошел и продал все,  что имел, и купил ее" (Мф. 21:45-46).  То есть здесь показан  человек,  который знает толк в вещах и способен выбирать и оценивать.