Заповеди Нагорной проповеди, страница 6

А дальше Господь предостерегает от лжепророков,  "которые приходят к  вам в овечьей одежде,  а внутри суть волки хищные" (Мф.  27 0:15-20):"По плодам их узнаете их.  Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит  и плоды добрые,  а худое дерево приносит и плоды худые:  не может дерево доброе приносить плоды худые,  ни дерево худое  приносить  плоды добрые.  Всякое дерево,  не приносящее плода доброго,  срубают и бросают в огонь.  Итак по плодам  их узнаете их".

Господь всегда многосторонне указывает на истину, потому что истина всегда многостороння.  С одной стороны, как хочешь, чтобы с тобой обращались,  так и ты обращайся с людьми  -  это одно; с другой стороны,  надо чувствовать, чтобы путь твой был тесным. А третье - чтобы ни за кем не свернуть с истинного пути; ибо есть лжепророки, которые могут нас обольщать, и судить их надо по плодам. Какие же это плоды?

Эти плоды названы плодами духа (Гал.25 :22-23):  "Плод же духа:  любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,  вера,  кротость,  воздержание.  На таковых нет  закона". Часто  на  примере  жизни растений говорится о духовной жизни. Есть корни и есть плоды. Что такое корни? Это то, что укореняет  нас в Боге - наша молитва,  наше участие в общей церковной молитве,  наше участие в таинствах покаяния и  причастия.  Это корни, это всё должно быть как-то  скрыто,  а  снаружи  всегда плоды. И если нет плодов - ни мира нет в человеке, ни радости, ни кротости,  ни воздержания - ничего этого в человеке нет,  а он только "размахивает" корнями: я пощусь, я молюсь. Но дерево мертво, если выдернуть его с корнями и ими размахивать. И корни безобразны,  уродливы. А плодов-то и нет. Судить же надо по плодам,  а не по корням.  Да, ты постишься, молишься, причащаешься. Но это должно быть скрыто, а снаружи должны быть только плоды.  И если нет плодов,  то как бы интенсивна не была  твоя церковная жизнь, она бесплодна и ты - бесплодное дерево, которое срубают.

Дальше говорит Господь (Мф. 27:21): "Не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю  Отца  Моего Небесного.  Многие скажут Мне в тот день (т.е. в день Суда):" Господи! Господи! не от Твоего ли  имени  мы пророчествовали?  и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас;  отойдите от Меня, делающие беззаконие".


Кто-то из  учителей церковных говорил,  что эти слова относятся к священству,  потому что действительно священник именем Господним  все  делает  и проповедует во имя Отца и Сына и Святого Духа, и бесов изгоняет во время  крещения,  читая  заклинательные молитвы, и человек приводится ко Христу. И чудеса творятся, в том числе чудо пресуществления хлеба и вина в  истинное Тело и истинную Кровь Христову. Но чудеса через нас совершает Бог. А за беззаконную жизнь каждый сам дает ответ.

Завершает Матфей пересказ Нагорной проповеди Господа  таими словами:  "Итак  всякого,  кто  слушает  слова  Мои сии и исполняет их,  уподоблю мужу благоразумному,  который построил дом свой на камне; и пошел дождь,  и разлились реки, и подули ветры,  и устремились на дом тот;  и он не  упал,  потому  что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,  и налегли на дом тот;  и он упал,  и было падение его великое". Слушать надо и исполнять - тогда на камне; а все слушать, правильно говорить и не исполнять - тогда  на  песке. Когда нет  дел,  нет и укорененности сердца,  когда не собраны сокровища на небе - это показывает каждая буря.