Христология ап. Павла по посланию к Евреям св. ап. Павла

Страницы работы

Фрагмент текста работы

http://www.caw.dem.ru/prop/prop.htm

В.Канатуш. Христология ап. Павла по посланию к Евреям св. ап. Павла.

Курсовая работа (все работы этого автора)

Богословие ап. Павла и в частности его христологические воззрения раскрываются от послания к посланию и раз за разом они все тоньше, все филигранней описывают вопрос о том, кем был Иисус для Его современников и вообще для мира.

Тем более интересно рассмотреть, как раскрывается христологическое учение в послании, которое по мнению большинства экзегетов вообще Павлу не принадлежит, но в котором чувствуется «безусловное Павлово влияние» [1] . Это послание к Евреям. И хотя оно, как отмечает Р. Шнакенбург, не отличается новизной христологии, но «идет в фарватере других распространенных христологических идей» [2] , тем не менее добавляет нечто новое в Новозаветную христологию.

 Однако, не вдаваясь в подробности об авторстве послания, мы примем за исходную точку, что это послание принадлежит св. Павлу. Как его и коадифицирует Священное Предание.

Послание начинается основательным рассуждением о личности Христа. Автор показывает, что личность эта совершенно необыкновенная. Называя Христа «Сыном» (12 раз во всем послании) [3] , ап. Павел противопоставляет его пророкам и мы сразу понимаем, что Иисус из Назарета личность несравненно более великая, чем все остальные, пусть даже великие, люди.

Христос - «наследник всего», т.е. наследник всего творения. Он сияние (или, лучше «отражение») Божией славы и «образ ипостаси Его» (1.3).

Христос не только когда-то участвовал в творении, но и постоянно поддерживает существование вселенной. Русскому держать, соответствует в греческом глагол «феро», что означает скорее «нести». Христос несет на себе Вселенную, очевидно несет к цели ее существования.

Он очистил нас от грехов и воссел одесную Бога (мысль эта повторяется не раз. См.: 1.13, 8.1, 10.12, 12.2).

Внимание автора всецело направлено на Сына и на Его лужение. Ранее Бог говорил в пророках, но в последнее время говорит в Сыне, причем само время было сотворена также Сыном (1.2). Эти отрывки, как справедливо замечает Р. Шнакенбург, несут на себе элементы «космической» христологии, когда учение о Христе вдохновляется древним учением о премудрости Божией (аналогично Кол. 1.15-17). Здесь содержится идея предвечного бытия Божия и «указывается на протологическое значение Сына, Который является отражением сути Отца» [4] .

Христос - выше ангелов, поскольку «славнейшее перед ними наследовал имя» (1.4). Доказывая это аи. Павел приводит цитаты из Писания, в которых Бог говорит с Сыном - форма обращения. Не применимая к ангелам (1.5), а ангелы поклоняются и служат Ему (1.6-7).

Собственно говоря две мысли пронизывают послание к евреям и определяют его богословие. Первое - это прославление Христа. Вторая мысль - размышления о спасении дарованном человечеству и всей вселенной во Христе [5] . Именно обозначив в первых главах обе эти темы, автор переходит к более подробному исследованию о природе Христовой.

Как замечет один современный автор «одно из удивительных свойств этого послания - соединение самой, что ни на есть возвышенной христологии с совершенно реалистическими представлениями о немощности человеческой плоти» [6] .

 Так ап. Павел замечет, что «во дни плоти Своей» Иисус «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления» (5.7), что может нам напомнить историю с борениями Христа в Гефсиманском Саду. «И услышан был за свое благоволение»  - еще одно указание на человеческую природу Христа. Он «навык послушанию» и стал совершенным (5.8-9), «через страдания» (2.10).

Священство Сына совершенно иное, чем служение земных первосвященников, ибо Он «на веки совершенный» (7.28).

Но, что важно заметить, Христос не таков как все люди и тому, что в Нем открылась сила и слава Божия Он обязан не только тому, что страдал и навыкал в послушании Отцу небесному. Иисус - истинный Христос и истинный Бог. Фраза «он должен был уподобиться братиям» (2.17) показывает это с безусловной точностью. Слово wfeilen прямо указывает на некий моральный долг - «он должен был». Т.о. «сам характер миссии, которую осуществлял Христос требовал его воплощения, ибо Бог любит свое творение и не хочет его погибели» [7] .

Он воплотился о претерпел искушения (2.18), был «подобно нам, искушен во всем. Кроме греха» (4.15).

Необходимо также отметить, что автор посл. к Евреям 9 раз называет Его земным именем Иисус, при этом всякий раз как бы подчеркивая его человеческую сущность

Похожие материалы

Информация о работе