Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования

Страницы работы

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  23

                         Апокалипсис

"Апокалипсис", по Плутарху,  -  разъяснение,  наставление  в тайных вещах.

Греч. "Апокалипсис"  -  "снятие  покрова"  ("калиптос"  "покров", "апо" - "прочь"), раскрытие воли Божией.

Это слово не раз встречается у Павла.  Гал.  2:2 -  Павел ходил из Малой Азии (Сирии и Киликии) через 14 лет в Иерусалим

"по откровению" - "ката апокалипсин" (чтобы решить со старшими апостолами вопрос об обрезании язычников).

1 Кор. 14:16 - весть проповедника в христианском собрании именуется апокалипсисом. Павел предлагает харизматическую речь на незнакомом языке изъяснять "откровением" ("эн апокалипси").

Рим. 14:24  -  Павел говорит об "откровении (апокалипсис)

тайны" домостроительства нашего спасения Иисусом Христом.

Еф. 3:3  - Павлу "чрез откровение" была "возвещена тайна"

воплощения Христова.

Рим. 2:5  -  Павел  говорит  о  дне  "гнева  и откровения праведного суда"  Божия  для  нераскаянных  грешников  ("имэра апокалипсэос").

Ап. Петр использует термин "апокалипсис", когда говорит о парусии -  явлении  Христа  во  славе (1 Пет.  4:13):  "Как вы участвуете в Христовых страданиях,  так и в явление славы  Его возрадуетесь и восторжествуете" ("эе апокалипси тис доксис").

Апок. завершает новозаветный цикл - это  последняя,  27-я книга, которая  до  13  века  входила  в состав богослужебного греческого Апостоликона.

Книга эта    особая,   пророческая.   В   дореволюционных учебниках по Новому Завету она почти  не  изучалась,  даже  не указывалась в  учебных  программах,  но в ней написаны великие слоа: "Блажен читающий и слушающие слова  пророчества  сего  и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко" (1:3). Здесь указание на богослужебное употребление Апок.,  т.е.  эта книга прямо предназначается  для  богослужебного  употребления.  Под читающим ("анагигиоскон") разумеется церковный  чтец,  который читал Апок.  собранию слушателей ("акуэнтос"). Сейчас Апок. не читается за Богослужением не в силу 59-го  правила  поместного

Лаодикийского собора     363     г.,    запрещающего    читать не поименованные  в  регистре  (прав.  60)  книги,  а  в  силу сокровенности.

Откр., с одной стороны, всегда запечатано семью печатями, т.е. не   может   легко   восприниматься  до  совершения  всех описанных событий. А с другой стороны, Откр. предназначено для всей полноты  Церкви,  эта  книга  должна  помочь сохранить то зерно веры и любви,  которое так желал бы найти Христос, придя второй раз  на  Землю:  "Сын  Человеческий  найдет  ли веру на земле?"

Поместный Лаодикийский собор не принял Апок. в свой спико

(прав. 60). То же делают правила апостольские (прав. 85).

В средние  века  Апок,  читался  в период Пятидесятницы в

Медиоланской и     Мозарабской      южноиспанской      церквах

(М.Скабалланович. Толковый типикон.  Киев,  1910,  вып.  3, с.

32-46).

Толедский собор  633  г.  под  страхом  отлучения требует чтения Апок.   в   период   Пятидесятницы   для    просвещения новокрещенных, т.к. в Апок. часто говорится об омовении Кровию

Христа, о белых одеждах.

4:8 -  Старцы  поклоняются  Богу и Агнцу,  когда херувимы поют: "Свят,  Свят,  Свят   Господь   Бог   Вседержитель".   В

Евхаристическом каноне  напоминает  Санктус - Эпиникиос имнос:

"Свят, Свят,  Свят Господь Саваоф,  исполнь небо и земля славы

Твоея". Доксологическая  (хвалебная)  формула  - "Тому слава и держава во веки  веков.  Аминь"  (1:6).  В  слав.  тексте  это напоминает возглас священника:  "Яко Твоя держава, и Твое есть

Царство и сила и слава,  Отца и Сына и Святаго  Духа,  ныне  и присно и во веки веков. Аминь".

Начало Литургии верных (первая молитва верных в  Литургии

Иоанна Златоустого).

Благодарим Тя,   Господи   Боже   Сил   (Апок.    11:17), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему жертвеннику и припасти к  щедротам  Твоим  о  наших  гресех  и   о   людских неведениях".

Апок. 11:17   -   "Благодарим    тебя,    Господи    Боже

Вседержителю, Который еси и был и грядешь..."

Тот, кто  правильно  воспринимает Откр.,  начинает видеть духовным зрением,  в  его  сердце  начинает  звучать  гармония мироздания.

Откр. -  особая  книга,  написанная  "внутри   и   отвне, запечатанная семью  печатями" (5:1).  Это взято из пророчества

Иезекииля: "И увидел я,  и вот рука простерта на мне,  и вот в ней - книжный свиток,  ...и свиток исписан внутри и снаружи, и написано на нем: плач, и стон, и горе" (Иез. 2:9-10).

Свиток запечатан  семью  печатями,  т.е.  его  содержание таинственно, апофатично,  непознаваемо.   Семью   печатями   в античном мире скреплялись два рода документов:  1) завещания и

Похожие материалы

Информация о работе