Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 15

В античном  мире  цари вели списки своих подданных.  Если человек совершал государственное преступление или умирал,  имя его стиралось  или  вычеркивалось  из  списка.  Те,  чьи имена занесены в книгу жизни - граждане Царства.

Белые одежды в Римской империи символизировали победу.  В

день триумфа в Риме все  граждане  одевались  в  белое.  Город назывался "Urbs  candida"  -  "Город  в  белом".  Белый цвет награда верных.

Шестая церковь - Филадельфийская

Филадельфы (в 50 км  к  югу  от  Сардиса)  -  город,  чья церковь из  всех  семи  церквей  получила  наибольшую  похвалу

(3:8): "...ты сохранил слово Мое и не отрекся от имени Моего".

Греч. "филадельфы"  - "любящий своего брата".  Пергамский царь Аттала,  который построил город,  так любил своего  брата

Эвмена, что  получил прозвище "Филадельфос",  которым назвал и новый город  (в  140  г.  до  Р.Х.).  Город  был  основан  как греческий культурный   центр   для  распространения  греческой цивилизации и языка в Лидии и  Фригии.  Он  настолько  успешно справлялся со своей задачей, что к 1 в. по Р.Х. лидийцы забыли свой язык и чувствовали себя стопроцентными греками.

Филадельфия оказалась  достойной  похвалы  Христа.  Когда

Малую Азию захлестнули полчища турок и мусульман,  Филадельфия осталась единственным   свободным   христианским   городом  на полуострове, последним бастионом христианства в Малой Азии,  и пала только в середине 14 века.

Еще в  начале  20  в.  в  Филадельфии  был   христианский епископ, около 1000 христиан и 25 церквей.

Из всех семи церквей,  о которых пишет Иоанн, к началу 20

в. оставались лишь Смирнская и Филадельфийская.

Турецкое название Филадельфии - Аллах Шер  (Божий  город)

подтверждает обетование  Господа:  "напишу  на побеждающем имя

Бога Моего и имя града Бога Моего" (3:12).

После катастрофы   1922   г.,   когда   войска   Ататюрка разгромили греков,  оккупировавших Анатолию,  все малоазийские церкви прекратили свое существование.

3:8-10 - "Знаю твои  дела;  вот,  Я  отворил  пред  тобою дверь, и  никто  не  сможет  затворить ее;  ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое,  и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил  слово  терпения  Моего,  то  и  Я сохраню тебя от годины искушения,  которая  придет  на  всю  вселенную,  чтобы испытать живущих на земле".

Филадельфийская церковь,  возможно,  прообразует  русскую

Церковь. Медленно  разгорался  церковный  светильник  на Руси.

Лишь в 1448 г.  получила Русская Церковь автокефалию, а в 1589

г. -  патриаршество.  Много  испытаний  и  искушений  пришлось преодолеть (междоусобицы,   язычество,    иго    татар,    иго безбожников), однако  дверь  к  чистоте духовного света всегда оставалась открытой в Новом Доме Давидове (Влад. Соловьев).

По словам прп. Серафима Саровского, Господь любит Русскую

Церковь за хранение чистоты  древней  веры  и  духа  истинного христианства.

3:10 - "Я сохраню  тебя  от  годины  искушения".  Русская

Церковь преодолела 70-летнюю апостасию (отступление).  Господь умудрил ее терпением:  "Се,  гряду скоро;  держи,  что имеешь, дабы кто  не  восхитил  венца  твоего"  (3:11).  Эта  Церковь, сохранившись до конца  мира,  не  примет  антихриста  при  его пришествии.

3:8 - "Я отворил пред  тобою  дверь,  и  никто  не  может затворить ее..."     Воскресший     Христос    открыл    перед филадельфийскими христианами дверь,  которую никто никогда  не сможет закрыть. Что значит отверстая дверь?

Это может быть дверь миссионерской активности.  Ап. Павел пишет в 1 Кор. 16:9 - "Дверь ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози"  ("Для  меня  отверста  великая  и  широкая дверь, и противников много").

Когда Павел  пришел  в  Троаду  для  благовествования   о

Христе, ему была открыта дверь Господом (2 Кор.  2:12): "Двери отверзене ми бывши о Господе".