Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 2

2) императорские указы. По римскому праву 7 свидетелей ставили на завещании  свои  печати  и  оно могло быть прочитано лишь в присутствии всех семи свидетелей. Свиток, который Бог держал в

Своей деснице  и  который  видел евангелист Иоанн,  был как бы

Божественным завещанием,  окончательным выражением воли Божией относительно судеб мира и человека в последнее время.

Семь печатей  символизировали  также  и  высшую   сиепень секретности. Императорские  письма скреплялись семью печатями, т.е. содержание   Апок.   Таинственно,    непознаваемо,    оно открывается тому,   кто   способен  принять  его:  "Не  всякий способен вместить сие, но ему же дано".

Книга изобилует притчами, символами, аллегориями и потому очень не проста для неискушенного читателя.

На протяжении всей христианской истории имелось множество толкований Апок.,     часто     противоположных.      Наиболее авторитетными считаются  толкования  св.  Ефрема  Сирина,  св.

Андрея Кесарийского,  св.  Ипполита   Римского,   св.   Иринея

Лионского, блж.  Августина.  Среди современных писателей - св.

Филарета Дроздова,  проф.  П.Тихомирова,  И.Бухарева, Фаррара,

Оберлена и др.

Читая Откр.,  надо помнить,  что Господь не всем доверяет

Свои тайны.  Апостолам  Он  говорит:  "Вам  дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго" (Мф.  13:11), а внешним все бывает в притчах. Греч.   "мистирион",   переведенное   на  русск.  как

"тайна", значит нечто иное,  нежели тайна  в  обычном  смысле.

"Мистирион" не   имеет   никакого   смысла   и   значения  для постороннего, но постижимо для того, у кого есть ключ к тайне, право на ее постижение.

Еще одна особенность Откр.,  отличающая его от всех  книг

Нового Завета  -  наличие  грозного предупреждения (22:18-19):

если кто приложит (к словам Откр.) или отымет от слов сих,  на того наложит  Бог  язвы  и  отымет  участие в книге жизни и во святом граде.  Эти слова  гарантируют  нам,  что  ни  один  из переписчиков не рискнул изменить что-либо в тексте Откр.

Литература по Апок.

1. Св.  Андрей, архиеп. Кесарийский (6 в.). Толкование на

Апокалипсис" (М., 1901 и 1904).

Видел в Апок. троякий смысл соответственно трем составным частям человеческого существа:  тело,  душа и дух. Откр. имеет смысл 1)     исторический,     2)     тропологический,    т.е.

иносказательный, аллегорический,    3)     аналогический     мистический, раскрывающий  тайны будущего и жизни вечной.  Св.

Андрей прослеживает   исполнение    содержащихся    в    Апок.

пророчеств. Это  - главное патристическое толкование на Апок., итог святоотеческого понимания Апок.  в доникейский период (до

1 Вселенского собора).

2. Барсов М.В.  Сборник  статей  по  истолковательному  и назидательному чтению Апокалипсиса. М., 1902.

3. Прот. Ник. Орлов. Апокалипсис св. Иоанна Богослова (по

Андрею Кесарийскому).  (Помещено  в  Толковой Библии Лопухина.

Есть отдельная брошюра, где Лопухин ошбочно фигурирует автором

- "с толкованием проф.  Лопухина", а в конце брошюры стоит имя настоящего автора - прот. Ник. Орлов.)

4. Архиеп.  Аверкий (Таушев). Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. Переизд. М., 1991.

5. Энциклопедия  "Христианство" (под ред.  С.Аверницева), т. 1,  М.,  1993. На стр. 96 перепечатана статья Ив. Андреева, проф. Московского университета,  из Нового Брокгауза,  т.2,  с огромными купюрами и  сокращениями.  Практически  это  десятая часть оригинальной  статьи  по  Апок.,  причем  самое важное и интересное по непонятной причине изъято.

6. Жданов А.А. Откровение Господа о семи Асийских церквах

- опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса". М., 1891.

Единственная в России  попытка  подробного  богословского исследования Апок.  Это была магистерская диссертация, которая была, однако,  отвергнута,  что  погубило  карьеру   и   жизнь ученого. Александр   Алексеевич  Жданов  -  доцент  Московской

Духовной Академии,  инспектор духовных училищ. Умер в расцвете сил вскоре после своего "Опыта изъяснения...".