Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 3

7. Прот.   Сергий   Булгаков.  Апокалипсис  Иоанна.  Опыт догматического истолкования. Париж, 1948.

Предсмертный труд.  В начале 1940-х годов о. Сергий читал курс по Апок. в Парижском Православном Богословском институте.

Лекции читались шепотом,  т.к.  незадолго до этого, в 1939 г.,

Булгаков перенес  тяжелую  операцию  -  у  него  были  удалены голосовые связки.  Вскоре  после  прочтения  лекций  по  Апок.

Булгаков скончался (1944 г.).

[Бухарев    А.М.   архимандрит   (1822-1871).   Явление исключительное в истории Русской Церкви.  Лучший  ученик  свт.

Филарета. В  1863 г.  снял с себя сан архимандрита,  женился и вскоре умер от чахотки в возрасте 50 лет  в  нищете  и  полном забвении. Александр    Матвеевич   Бухарев   был   инспектором

Казанской Духовной Академии (очень высокий пост),  профессором

Московской  Духовной  Академии.  Цель  жизни,  по Бухареву,  "общение во Христовых страстях,  участие в любви  Господней  к грешникам  и  заблуждающимся".  Выступал против "мертвой буквы веры".  Всю  свою  жизнь  изучал   Апок.   Опубликовал   много экзегетических  брошюр,  в которых свт.  Филарет Дроздов видел

"мерцание  света".  Бухарев  подготовил   к   изданию   полный капитальный  труд,  но  в  1862  г.  уже  набранная книга была запрещена Синодом и  предана  аутодафе.  Тогда  Бухарев  решил сложить с себя сан].

Как видим,   незавидна   судьба   богословов,  пытавшихся комментировать Апокалипсис. Занятие это, далеко не безопасное, часто оказывалось последним в жизни.

Много шума  в  дореволюционной России наделала книга Ник.

Морозова "Откровение в грозе  и  буре.  История  возникновения

Апокалипсиса". М.,   1907.  Это  была  попытка  доказать,  что комбинация созвездий,  данная  в  апокалиптических   видениях, имела место 30 сентября 395 г. на Патмосе, где ее наблюдал св.

Иоанн Златоуст,  который  якобы  и  написал  Апокалипсис.  Это попытка облечь пророчество о грядущем в астрологический еаряд.

Астрологи с   первых   веков   использовали   Апок.   для составления гороскопов  -  небесных  хронологических  таблиц и графиков будущего.

Прот. Александр  Милеант  (Покровский храм Лос-Анжелеса).

"К познанию  Библии".  Рига,  1992.  Есть  глава  по  Апок.  с таблицами апокалиптических   событий.   Попытка  синтезировать

Апок. с  книгой  Серафима   Роуза   "Православие   и   религия будущего". В     результате     получился    примитивно-грубый комментарий Апок.  Говоря,  например,   о   начертании   зверя

(13:16-17), Милеант  пишет,  что  во  времена антихриста будет заведена усовершенствованная     компьютерная      регистрация наподобие современных     кредитных    банковских    карточек.

Компьютерный код будет печататься не на пластиковой  карточке, а прямо  на  человеке.  Этот  код  будет  передаваться  в банк данных, где  будет   храниться   вся   информация   о   людях.

Установление личных  кодов  на  людях  отменит необходимость в деньгах, паспортах,  визах, чеках, кредитных карточках, вообще в документах.  Наличных  денег  не  будет,  а  вместе  с  ними исчезнет и  преступность.  Поэтому  "никому  нельзя  будет  ни покупать, ни  продавать,  кроме  того,  кто  имеет  начертание зверя" (14:17). Значит, начертание зверя - это штамповка кодов на людях.

В 1990-е годы появилась масса аналогичныхё "комментариев"

Откр., свидетельствующих о примитивности современной экзегезы.

Например, 16:8 ("Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце,  и дано было  ему  жечь  людей  огнем")  связывают с уничтожением озонового слоя  в   стратосфере   и   увеличением   количества углекислого газа в атмосфере и т.д., и т.п.

В Апок. изображены почти невыразимые и неописуемые беды и опустошения, постигающие безбожный мир. Подлинное истолкование требует такого  духовного  ясновидения,  которое  современному человечеству, видимо,  не дано. Поэтому работа над Апок. будет идти до конца мира.  Уразумение образов, может быть, есть дело будущего, еще  отделенного  от  нас историческим и мистическим пределами. Видения скрыты покровом тайны.  Невозможно пытаться прежде времени раскрыть еще не распустившийся цветок.