Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 11

[Во 2 в.  до Р.Х.  пергамский царь Эвмений  вел  войну  с

Египтом, и  египетский  царь Птоломей наложил эмбарго на вывоз папируса в Пергам.  Волей-неволей пришлось изобретать  кожаный пергамент вместо папируса.]

Пергам был  крупнейшим  религиозным  центром   язычества.

Около 240  г.  до  Р.Х.  Пергам  одержал  победу  над  галлами

(галатами). В память об этой победе  был  воздвигнут  огромный жертвенник Зевсу.  Этот гигантский жертвенник стоял на выступе скалы и был очень похож на трон. Весь день дымился над ним дым жертвоприношений. Этот  алтарь  христиане  называли  престолом сатаны (2:13).

В Пергаме  процветал  культ  Асклепия  -  греческого бога врачевания. Храмы Асклепия-сотира (спасителя) были в  античном мире чем-то  вроде больниц.  Жрецы выступали в роли целителей.

Античный врач Гален (второй по известности в истории  медицины после Гиппократа) родился в Пергаме.

Эмблемой Асклепия  была  змея  (символ  медицины);   змея чеканилась и на пергамских монетах,  что было намеком на культ сатаны. Змей, будучи священным символом пергамского божества и содержащийся живым   в   храме   Асклепия,  был  для  христиан предметом отвращения  как   символя   князя   тьмы,   отца   и покровителя язычества.  Поэтому  Пергам  был  назван престолом сатаны (А.Норов,  "Путешествие к семи церквам,  упоминаемым  в

Апокалипсисе", М.,   1847).   Св.   Антипа  -  первый  епископ

Пергамский, сожжен в 93 г. во чреве раскаленного медного быка.

Пергам был административным центром провинции Асия,  т.е.

одновременно центром   культа   кесаря.   Куль   кесаря    был организован по  принципу,  на  котором зиждилась вся языческая церковь: каждый гражданин раз в год приносил в жертву  щепотку фимиама перед  изображением  кесаря.  Пергам  и  в этом смысле назван престолом сатаны.  Под страхом смерти люди должны  были называть кесаря   господом   и   приносить   ему  жертвы.  Для христианин не было ничего более сатанинского.

В начале  послания  Воскресший  Христос  назван  "Имеющим острый меч" (2:12).  Римские правители делились на два класса:

1) на  имевших  право  меча  и  2)  не  имевших  этого  права.

Правитель, имевший право  меча,  мог  решать  вопрос  жизни  и смерти; по  его  приказу  человека  могли  казнить  на  месте.

Проконсул, сидевший в Пергаме, имел право меча. Иоанн убеждает христиан бояться больше Христа, чем язычников. Последнее слово принадлежит Воскресшему  Христу,   имеющему   право   меча   обоюдоострый меч, ибо власть Христа выше власти Рима.

2:12-14 - "Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч.

Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей... Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали".

2:16 - "Покайся,  а если не так,  скоро приду  к  тебе  и сражусь... мечом уст Моих".

Пергамская церковь  олицетворяет  период  распространения христианства в  мире.  Формально  развеяна языческая мудрость, пало идолопоклонство.  Государство,  когда-то   боровшееся   с христианством, теперь запрещает язычество.

Христианство внешне  торжествует  над  язычеством,   даже возведено в  ранг  государственной  религии.  Это тот период в

Апок., когда сатана скован  на  1000  лет,  дабы  не  прельщал народы (20:2):  дракон,  змей  древний,  который есть диавол и сатана, скован на 1000 лет.  Под этим сроком,  конечно, нельзя понимать буквальный  период  времени.  После  этого срока дано сатане "быть освобожденным" на малое время -  т.е.  на  время, которое предшествует приходу антихриста.

Итак, зажигается третий светильник - Пергамская  церковь, начнается расцвет   христианства.   Развивается  Богослужение, богословие, возникает    духовная    литература,    искусство, культура, формируется    христианская    цивилизация.   Однако массовое обращение  в  христианство  было  чисто   иллюзорным.