[Во 2 в. до Р.Х. пергамский царь Эвмений вел войну с
Египтом, и египетский царь Птоломей наложил эмбарго на вывоз папируса в Пергам. Волей-неволей пришлось изобретать кожаный пергамент вместо папируса.]
Пергам был крупнейшим религиозным центром язычества.
Около 240 г. до Р.Х. Пергам одержал победу над галлами
(галатами). В память об этой победе был воздвигнут огромный жертвенник Зевсу. Этот гигантский жертвенник стоял на выступе скалы и был очень похож на трон. Весь день дымился над ним дым жертвоприношений. Этот алтарь христиане называли престолом сатаны (2:13).
В Пергаме процветал культ Асклепия - греческого бога врачевания. Храмы Асклепия-сотира (спасителя) были в античном мире чем-то вроде больниц. Жрецы выступали в роли целителей.
Античный врач Гален (второй по известности в истории медицины после Гиппократа) родился в Пергаме.
Эмблемой Асклепия была змея (символ медицины); змея чеканилась и на пергамских монетах, что было намеком на культ сатаны. Змей, будучи священным символом пергамского божества и содержащийся живым в храме Асклепия, был для христиан предметом отвращения как символя князя тьмы, отца и покровителя язычества. Поэтому Пергам был назван престолом сатаны (А.Норов, "Путешествие к семи церквам, упоминаемым в
Апокалипсисе", М., 1847). Св. Антипа - первый епископ
Пергамский, сожжен в 93 г. во чреве раскаленного медного быка.
Пергам был административным центром провинции Асия, т.е.
одновременно центром культа кесаря. Куль кесаря был организован по принципу, на котором зиждилась вся языческая церковь: каждый гражданин раз в год приносил в жертву щепотку фимиама перед изображением кесаря. Пергам и в этом смысле назван престолом сатаны. Под страхом смерти люди должны были называть кесаря господом и приносить ему жертвы. Для христианин не было ничего более сатанинского.
В начале послания Воскресший Христос назван "Имеющим острый меч" (2:12). Римские правители делились на два класса:
1) на имевших право меча и 2) не имевших этого права.
Правитель, имевший право меча, мог решать вопрос жизни и смерти; по его приказу человека могли казнить на месте.
Проконсул, сидевший в Пергаме, имел право меча. Иоанн убеждает христиан бояться больше Христа, чем язычников. Последнее слово принадлежит Воскресшему Христу, имеющему право меча обоюдоострый меч, ибо власть Христа выше власти Рима.
2:12-14 - "Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч.
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей... Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали".
2:16 - "Покайся, а если не так, скоро приду к тебе и сражусь... мечом уст Моих".
Пергамская церковь олицетворяет период распространения христианства в мире. Формально развеяна языческая мудрость, пало идолопоклонство. Государство, когда-то боровшееся с христианством, теперь запрещает язычество.
Христианство внешне торжествует над язычеством, даже возведено в ранг государственной религии. Это тот период в
Апок., когда сатана скован на 1000 лет, дабы не прельщал народы (20:2): дракон, змей древний, который есть диавол и сатана, скован на 1000 лет. Под этим сроком, конечно, нельзя понимать буквальный период времени. После этого срока дано сатане "быть освобожденным" на малое время - т.е. на время, которое предшествует приходу антихриста.
Итак, зажигается третий светильник - Пергамская церковь, начнается расцвет христианства. Развивается Богослужение, богословие, возникает духовная литература, искусство, культура, формируется христианская цивилизация. Однако массовое обращение в христианство было чисто иллюзорным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.