Можно предположить, что от единого церковного ствола отделилась могущественная ветвь Фиатирской церкви. Вполне вероятно, что Фиатирская церковь прообразует церковь католическую.
Господь вначале отдает ей должное за любовь и отмечает ее миссионерскую активность. Эта церковь имеет дела, любовь, служение, веру, терпение, подвижников (2:19). Причем состояние и дела ее в последние дни будут "больше первых" - 2:19: "Знаю, что... последние дела твои больше первых". Но среди заслуг есть и недостатки. Некоторые члены ее причастны глубинам сатанинским (2:24).
Возможно, что глубинами сатанинскими прообразуются реформация и инквизиция. Дело Христа на земле должно осуществляться только мирными средствами, которые указал Сам
Спаситель - любовью, милосердием, кротостью ("Милости хочу, а не жертвы").
У князя мира сего иные методы - насилие, обман, лицемерие, жестокость. Католики часто насаждали свою веру огнем и мечом, на кострах инквизиции сгорели сотни тысяч людей. Крестовые походы превращались в кровавые побоища
(например, разгром Константинополя). Христианские святыни подвергались надругательству.
Любой грех оправдывался целью. Иезуиты: цель оправдывает средство. Орден иезуитов более всего повинен в соблазне папства. Отсюда - наречение его Иезавелью (2:10). Сами католики упразднили этот орден в 1773 г. (при папе Клименте
XIV), но через 40 лет вновь восстановили его.
В Апок. обещана смерть детям Иезавели - смерть духовная
(2:23). "И детей ее поражу смертью..." Этой смерти подверглись многие католические церкви в лице номинального христианства, безбожники эпохи Ренессанса, французские энциклопедисты и т.д.
Источник заблуждений Фиатирской церкви (2:20): "...ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное".
"Ты попускаешь жене Иезавели" - греч. "тин гинэка иезавель". В некоторых списках после "гинэка" стоит местоимение "су", что значит "твоей": "Ты попускаешь твоей жене Иезавели..."
Под "Ангелом Фиатирской церкви" (2:18) можно подразумевать епископа, к которому обращено послание.
Возможно, причиной всех неприятностей в Фиатире была жена епископа. (В раннехристианской общине епископ был женатым:
"муж одной жены").
Одной из достопримечательностей Фиатиры была женщина-пророчица Самбате. Именно от этой пророчицы шло порочное влияние на Фиатирскую церковь. Ап. Павел не допускал, чтобы женщины даже говорили в Церкви (1 Кор. 14:34). Ключ к характеру этой пророчицы надо искать в библейской Иезавели, жене Ахава, дочери Евфаала, царя Сидонского (3 Цар. 16:31).
Лишь немногие женщины заслуживали за свою порочность такого имени.
Иезавель принесла из Сидона своих богов и побудила Ахава и народ поклоняться ваалу. Она не собиралась искоренять культ
Яхве, если бы пророки согласились поклоняться наряду с Яхве еще и ваалу. Она умертвила пророков Божиих и была злым гением
Ахава, подвигнув его на убийство Навуфея, чтобы захватить его виноградники (3 Цар. 21). Она обрела дурную славу за блудодейство и волхвование (4 Цар. 9:22).
У фиатирской Иезавели не было цели разрушить церковь, но она вводила в церковь свой прелюбодейный (измена Богу) образ жизни, что разрушало веру.
Фиатирская Иезавель обвиняется в употреблении в пищу идоложертвенного мяса (2:20). Воздержание от идоложертвенного, как постановил апостольский собор в Иерусалиме, было одним из условий вступления язычников в христианскую Церковь (Деян.
15:29).
В античной Фиатире, видимо, существовали профессиональные гильдии (корпорации, союзы) ремесленников и торговцев, состоявшие в основном из язычников, которые вполне могли устраивать общие трапезы с идоложертвенной пищей. Отказ от вступления в такие гильдии лишал христиан возможности заниматься ремеслом или торговлей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.