Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 8

В парадигме Апок.  земной мир  уже  неисправим.  В  Откр.

подчеркивается не  преобразование,  а  уничтожение этого мира, ожидается новое творение нового мира после полного уничтожения старого, безнадежно языческого.

Мировая история в Апок.  - это не движение  по  замкнутым кругам или  циклам без всякой цели.  История движется вперед к своему концу. Ибо зло не остановится, пока не погибнет.

Одновременно Апок,  актуализирует воскресение Христа, Его славу и окончательную победу над злом,  диаволом и осатаневшим миром.

Воскресение - лейтмотив Апокалипсиса

Каждое послание  7  церквам (за исключением Лаодикийской)

начинается описанием  Воскресшего  Иисуса  Христа.   Например,

(2:1): "Ангелу  Ефесской  церкви напиши:  так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей". (2:8): "И Ангелу Смирнской церкви напиши: так  говорит  Первый и Последний,  Который был мертв и се, жив".  (2:12):  "Ангелу  Пергамской  церкви  напиши:   так говорит Имеющий  острый  с обеих сторон меч".  (3:1):  "Ангелу

Сардийской церкви  напиши:  так  говорит  Имеющий  семь  духов

Божиих и семь звезд".

*   *   *

1:14 -  "Глава  Его  и волосы белы,  как беля волна,  как снег".

Иоанн берет антропоморфизмы Яхве из Ветхого Завета и дает их Воскресшему Иисусу Христу.

Белизна волос    -   признак   старости.   Этот   признак свидетельствует, что Сын Человеческий - едино с Отцем,  что Он

- одно  с  "Ветхим  денми",  Которого  в  таинственном видении созерцал пророк Даниил (Дан. 7:13). Христос совечен Отцу.

Белизна волос, по св. Кириллу Александрийскому, говорит о том, что  Сын  достиг  славы  Отца.  Поэтому  на  иконах   так называемой "Новозаветной    Троицы"    или   "Отечества"   Сын

Человеческий, изображаемый   справа   от   Саваофа   Отца,   и

Седовласый Ветхий   денми   Старец   Отец  (антропоморфические изображения Бога Отца) -  одно  Лицо  Христа:  уничиженного  в воплощении (Сын) и в славе Божества и Судии второго пришествия

(Ветхий денми).  Об этом говорилось на Московском соборе  1667

г., когда  было запрещено изображение Отца.  До этого - запрет на VII Вселенском соборе 787 г. (папа Григорий II).

1:15 -    "Ноги    Его   (воскресшего   Христа)   подобны халколивану, как раскаленные в печи".  Невозможно  определить, что это  за металл - халколиван.  Возможно,  что это сказочный электрум - сплав золота и серебра.

Главные темы Апокалипсиса

Прежде всего это откровение о 7 светильниках.

1:12-13 -   "Я   обратился,  чтобы  увидеть,  чей  голос, говоривший со  мною;  и  обратившись,  увидел   семь   золотых светильников и,  посреди  семи  светильников,  подобного  Сыну

Человеческому".

7 светильников   -  суть  Ангелы  церквей,  их  епископы, наконец, сами церкви.  Каждый  освященный  храм  имеет  своего небесного покровителя,  своего  Ангела.  Ев.  Иоанну по жребию досталось апостольство среди 7 малоазийских  церквей,  которые описываются в  Откр.  5  из  них были основаны самим Иоанном,, который поставил в них первых епископов.  Обращение  Христа  к каждой церкви    есть    тайна   духовной   жизни   церкви   и свидетельствует о многообразии духовных даров и призваний.

Обращение к Ефесской церкви

Официальной столицей  Асии  был  Пергам,  но  Ефес был ее самым крупным городом,  крупнейшим портом провинции. Дороги из

Месопотамии, пройдя через Колоссы и Лаодикию, в Ефесе выходили к Средиземному морю. Ефес был воротами Асии. Это был свободный город, он   имел   самоуправление,  в  нем  не  было  римского гарнизона.

Как известно  из  Деян.,  Ефес  был центром культа богини

Артемиды (в римском пантеоне -  Диана).  Изображение  Артемиды было одной  из  величайших  святынь  античного мира,  хотя оно вовсе не  былопрекрасным:  приземистая  черная  фигурка.  Храм

Артемиды пользовался      правом     предоставлять     убежище преступникам.

В 60-е  годы  1  века епископом Ефеса был Тимофей (1 Тим.

1:3). В конце 1 века ведущей фигурой  в  Ефесской  церкви  был