В парадигме Апок. земной мир уже неисправим. В Откр.
подчеркивается не преобразование, а уничтожение этого мира, ожидается новое творение нового мира после полного уничтожения старого, безнадежно языческого.
Мировая история в Апок. - это не движение по замкнутым кругам или циклам без всякой цели. История движется вперед к своему концу. Ибо зло не остановится, пока не погибнет.
Одновременно Апок, актуализирует воскресение Христа, Его славу и окончательную победу над злом, диаволом и осатаневшим миром.
Воскресение - лейтмотив Апокалипсиса
Каждое послание 7 церквам (за исключением Лаодикийской)
начинается описанием Воскресшего Иисуса Христа. Например,
(2:1): "Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей". (2:8): "И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв и се, жив". (2:12): "Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч". (3:1): "Ангелу
Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов
Божиих и семь звезд".
* * *
1:14 - "Глава Его и волосы белы, как беля волна, как снег".
Иоанн берет антропоморфизмы Яхве из Ветхого Завета и дает их Воскресшему Иисусу Христу.
Белизна волос - признак старости. Этот признак свидетельствует, что Сын Человеческий - едино с Отцем, что Он
- одно с "Ветхим денми", Которого в таинственном видении созерцал пророк Даниил (Дан. 7:13). Христос совечен Отцу.
Белизна волос, по св. Кириллу Александрийскому, говорит о том, что Сын достиг славы Отца. Поэтому на иконах так называемой "Новозаветной Троицы" или "Отечества" Сын
Человеческий, изображаемый справа от Саваофа Отца, и
Седовласый Ветхий денми Старец Отец (антропоморфические изображения Бога Отца) - одно Лицо Христа: уничиженного в воплощении (Сын) и в славе Божества и Судии второго пришествия
(Ветхий денми). Об этом говорилось на Московском соборе 1667
г., когда было запрещено изображение Отца. До этого - запрет на VII Вселенском соборе 787 г. (папа Григорий II).
1:15 - "Ноги Его (воскресшего Христа) подобны халколивану, как раскаленные в печи". Невозможно определить, что это за металл - халколиван. Возможно, что это сказочный электрум - сплав золота и серебра.
Главные темы Апокалипсиса
Прежде всего это откровение о 7 светильниках.
1:12-13 - "Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну
Человеческому".
7 светильников - суть Ангелы церквей, их епископы, наконец, сами церкви. Каждый освященный храм имеет своего небесного покровителя, своего Ангела. Ев. Иоанну по жребию досталось апостольство среди 7 малоазийских церквей, которые описываются в Откр. 5 из них были основаны самим Иоанном,, который поставил в них первых епископов. Обращение Христа к каждой церкви есть тайна духовной жизни церкви и свидетельствует о многообразии духовных даров и призваний.
Обращение к Ефесской церкви
Официальной столицей Асии был Пергам, но Ефес был ее самым крупным городом, крупнейшим портом провинции. Дороги из
Месопотамии, пройдя через Колоссы и Лаодикию, в Ефесе выходили к Средиземному морю. Ефес был воротами Асии. Это был свободный город, он имел самоуправление, в нем не было римского гарнизона.
Как известно из Деян., Ефес был центром культа богини
Артемиды (в римском пантеоне - Диана). Изображение Артемиды было одной из величайших святынь античного мира, хотя оно вовсе не былопрекрасным: приземистая черная фигурка. Храм
Артемиды пользовался правом предоставлять убежище преступникам.
В 60-е годы 1 века епископом Ефеса был Тимофей (1 Тим.
1:3). В конце 1 века ведущей фигурой в Ефесской церкви был
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.