Общий же смысл образов Апок. достаточно ясен: хдесь говорится о действенном вмешательстве демонических сил в человеческую жизнь, которое промыслительно попускается Богом.
Попытки мистико-типологического
(символического) толкования
С 4 в. по почину Евсевия, епископа Кесарийского, Апок.
пытались периодизировать в последовательности церковной истории: доапостольская эра, век апостольский (до св.
Константина), послеапостольский период. На Западе этот диахронологический метод, который в 5 в. использовал блж.
Августин, позднее трансформировался в историческое толкование:
Витринг (1719), Ньютон (1721), Гофман (1860), Эллиот (1851),
Гроыиус (1840), Оберлен (1870), Тод (1880), Фаррар (первые дни христианства - 1888) и др.
Обыкновенно пророчества Апок. связывали с последними временами, 1000-летнее царство Христово начинали, например, с
Карла Великого и заканчивали Французской революцией 1848 г., в которой усматривали Гог и Магог.
В 1830 г. англиканский священник Джон Дарби, комментируя
Апок., использовал метод диспенсации, разделив мировую историю на 7 последовательных периодов в соответствии с различными формами правления (6-й период - 19 век - "век благодати").
В России диахронологический подход (греч. "диахроникос" "последовательный, чередующийся, поступательный, периодический") был использован, например. П.В.
Тихомировым (Православная догматика и религиозно-философское умозрение, 1897) и А.Таушевым (1954).
Архиеп. Аверкий Таушев. "Апокалипсис, или Откровение св.
Иаонна Богослова". Переиздана М., 1991. Приводит мнение о том, что 7 церквей означают 7 периодов истории христианской Церкви от ее основания до кончины мира.
1) Ефесская церковь (первый период) - апостольская
Церковь (от Иисуса Христа до начала гонений). Это Церковь боровшаяся и превозмогавшая ереси, оставившая добрый обычай благотворения (общения имуществ) - "первую любовь".
2) Сминская церковь (второй период) - эпоха десяти гонений на Церковь: от Нерона (54-58), Домициана (81-96),
Траяна (98-117), Адриана (117-138), Миксимина (235-238), Деция
(249-251), Галла (251-253), Валериана (253-260) до Диоклетиана
(284-305) и Юлиана Отступника (361-363).
3) Смирнская церковь (третий период) - эпоха Вселенских соборов. Церковь живет там, где "престол сатаны", т.е. где еще живы языческие обычаи и нравы.
4) Фиатирская церковь (четвертый период) - период расцвета христианства среди бывших варварских народов Европы
13-14 вв.
5) Сардийская церковь (пятый период) - эпоха гуманизма и материализма 16-18 вв.
6) Филадельфийская церковь (шестой период) предпоследний период жизни христианской Церкви, современная нам эпоха, когда Церковь уже "немного имеет силы" в современном человечестве (Апок. 3:8), когда вновь подверглась
70-летним гонениям Церковь в большевистской России.
7) Лаодикийская церковь (седьмой период) - последняя эпоха перед кончиной мира, отличающаяся равнодушием к вере
(теплохладностью) и внешним благополучием.
Апок. не содержит в себе плана или схемы всемирной истории в конкретных исторических образах. Если и есть определенная связь с событиями современной тайнозрителю эпохи, не следует эту связь переоценивать, вычисляя ее исторически во всей точности и полноте. Иначе возникает опасность превращения книги пророческих символов и онтологических откровений в политический памфлет на темы современности. В Откр. мы встречаем духовные аллегории, а не исторические конкретности, приуроченные к определенной эпохе. Превращение Откр. в политический памфлет умаляет его пророческое значение.
Хотя существуют разные экзегетические подходы к Апок., до сих пор нет такого подхода, который выражал бы церковное понимание Откр. Трудности начинаются уже с плана Откр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.