Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 4

Общий же  смысл  образов  Апок.  достаточно  ясен:  хдесь говорится о   действенном  вмешательстве  демонических  сил  в человеческую жизнь, которое промыслительно попускается Богом.

Попытки мистико-типологического

(символического) толкования

С 4 в.  по почину Евсевия,  епископа Кесарийского,  Апок.

пытались периодизировать   в   последовательности    церковной истории: доапостольская   эра,   век   апостольский   (до  св.

Константина), послеапостольский   период.   На   Западе   этот диахронологический метод,  который  в  5  в.  использовал блж.

Августин, позднее трансформировался в историческое толкование:

Витринг (1719),  Ньютон (1721),  Гофман (1860), Эллиот (1851),

Гроыиус (1840), Оберлен (1870), Тод (1880), Фаррар (первые дни христианства - 1888) и др.

Обыкновенно пророчества  Апок.  связывали  с   последними временами, 1000-летнее царство Христово начинали,  например, с

Карла Великого и заканчивали Французской революцией 1848 г., в которой усматривали Гог и Магог.

В 1830 г.  англиканский священник Джон Дарби, комментируя

Апок., использовал метод диспенсации, разделив мировую историю на 7 последовательных периодов  в  соответствии  с  различными формами правления (6-й период - 19 век - "век благодати").

В России диахронологический подход (греч. "диахроникос" "последовательный, чередующийся,               поступательный, периодический") был      использован,      например.      П.В.

Тихомировым (Православная  догматика  и религиозно-философское умозрение, 1897) и А.Таушевым (1954).

Архиеп. Аверкий Таушев.  "Апокалипсис, или Откровение св.

Иаонна Богослова". Переиздана М., 1991. Приводит мнение о том, что 7  церквей означают 7 периодов истории христианской Церкви от ее основания до кончины мира.

1) Ефесская   церковь   (первый  период)  -  апостольская

Церковь (от Иисуса Христа  до  начала  гонений).  Это  Церковь боровшаяся и  превозмогавшая  ереси,  оставившая добрый обычай благотворения (общения имуществ) - "первую любовь".

2) Сминская   церковь  (второй  период)  -  эпоха  десяти гонений на Церковь:  от  Нерона  (54-58),  Домициана  (81-96),

Траяна (98-117), Адриана (117-138), Миксимина (235-238), Деция

(249-251), Галла (251-253), Валериана (253-260) до Диоклетиана

(284-305) и Юлиана Отступника (361-363).

3) Смирнская церковь (третий период) -  эпоха  Вселенских соборов. Церковь живет там, где "престол сатаны", т.е. где еще живы языческие обычаи и нравы.

4) Фиатирская   церковь   (четвертый   период)  -  период расцвета христианства среди бывших варварских  народов  Европы

13-14 вв.

5) Сардийская церковь (пятый период) - эпоха гуманизма  и материализма 16-18 вв.

6) Филадельфийская    церковь    (шестой    период)     предпоследний период  жизни  христианской Церкви,  современная нам эпоха,  когда  Церковь  уже   "немного   имеет   силы"   в современном человечестве (Апок.  3:8), когда вновь подверглась

70-летним гонениям Церковь в большевистской России.

7) Лаодикийская  церковь  (седьмой  период)  -  последняя эпоха перед кончиной мира,  отличающаяся  равнодушием  к  вере

(теплохладностью) и внешним благополучием.

Апок. не  содержит  в  себе  плана  или  схемы  всемирной истории в  конкретных  исторических  образах.  Если   и   есть определенная связь с событиями современной тайнозрителю эпохи, не следует эту связь переоценивать, вычисляя ее исторически во всей точности и полноте. Иначе возникает опасность превращения книги пророческих  символов  и  онтологических  откровений   в политический памфлет   на   темы  современности.  В  Откр.  мы встречаем духовные аллегории,  а не исторические конкретности, приуроченные к   определенной   эпохе.   Превращение  Откр.  в политический памфлет умаляет его пророческое значение.

Хотя существуют разные экзегетические подходы к Апок., до сих пор нет  такого  подхода,  который  выражал  бы  церковное понимание Откр.   Трудности   начинаются  уже  с  плана  Откр.