Фиатирская Иезавель, по всей видимости, доказывала, что нет нужды отгораживаться от общества и не вступать в гильдии из-за опасности оскверниться идоложертвенным, т.е. принять языческий образ (уклад) жизни и погрязнуть в грехах угождения идолам и собственной плоти. Последователи фиатирской Иезавели претендовали на знание "так называемых глубин сатанинских"
(2:24). Ап. Павел говорил в 1 Кор. 2:10 о "глубинах Божиих":
"...Дух Божий вия испытует, и глубины Божия".
Иезавель, напротив, знает глубины сатанинские Это первое указание на сатанизм в одной из его вариаций. Познавшие глубины сатанинские - это те, кто сознательно познал порок до самых его глубин, а произвольный грех - это грех смертный.
Фиатирская Иезавель - это символ приспособления христианства к миру, его синтеза, или симбиоза, с язычеством. "Никто не может служить двум господам..., не можете служить Богу и маммоне"
(Мф. 6:24).
Пятая церковь - Сардийская
Сардис (в 150 км к юго-востоку от Фиатиры) за 7оо лет до написания Откр. был одним из величайших городов Малой Азии, торговавшим шерстью и тканями. Город стоял на горе на высоте
500 м над уровнем моря в долине реки Герм. и считался неприступным. Сардийский царь Крез начал войну с персидским царем Киром, который и положил конец величию Сардиса. Крез предполагал отсидеться в неприступной крепости. Один из персов случайно увидел, что сардийский воин уронил свой шлем, спустился по трещине в обрыве вниз и достал его. Персы поняли, что в скале есть трещина, и в ту же ночь персидский отряд поднялся вверх. Наверху крепостная стена оказалась совершенно неприступной, и судьба Сардиса была решена: город пал.
Поэтому слово Воскресшего Христа "Бодрствуй" (3:2) имело для жителей Сардиса особый смысл и значение.
В Сардисе в конце 2 века жил знаменитый апологет Мелитон
Сардийский, комментировавший Апок.
Когда евангелист Иоанн писал Откр., город катился к своему упадку. В атмосфере общего духовного расслабления христианская Церковь тоже теряла свою живучесть и напоминала скорее труп, нежели живую Церковь (мертвая душа в живом теле).
Сардийскую церковь, однако, не затронули ереси. Причина проста: церковь была столь пассивна, инертна и маложизненна, что в ней не было даже разномыслия. Ересь же - продукт движения ищущей, но заблуждающейся мысли. К этой церкви можно отнести слова Павла из 2 Тим. 3:5 - "имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися".
3:1-2 - "...знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я
не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим".
Сардийская церковь, возможно, прообразует сонм отпавших от католичества: лютеранскую, кальвинистскую и др.
протестансткие церкви и деноминации, возникшие в эпоху
Реформации и после нее. К протестантам можно было бы отнести слова: "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв", если исключается направление "узкого пути" подвижничества - постов, молитв, постоянного духовного бодрствования и совершенствования. "Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим".
3:3 - "Вспомни, что ты принял, и слышал, и храни, и покайся..." Христос предлагает протестантам принести подвиг покаяния, от таинства которого они отказались.
Последователи Реформации разбились на секты, ввели женское священство, отрицают Божественность Христа и т.п.
Впрочем, и у протестантов есть люди, сохранившие чистоту, "не осквернившие одежд своих" (3:4) - Георг Миллер, Спенсер,
Рихтер и др. В отношении доброделания у протестантов многому можно поучиться.
3:5 - "Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни..." (слав. текст дает более точный перевод с греч.: "не имам отмыти имене его от книг животных").
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.