Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 14

Фиатирская Иезавель,  по всей видимости,  доказывала, что нет нужды  отгораживаться  от общества и не вступать в гильдии из-за опасности  оскверниться  идоложертвенным,  т.е.  принять языческий образ  (уклад) жизни и погрязнуть в грехах угождения идолам и собственной плоти.  Последователи фиатирской Иезавели претендовали на  знание  "так  называемых  глубин сатанинских"

(2:24). Ап.  Павел говорил в 1 Кор.  2:10 о "глубинах Божиих":

"...Дух Божий вия испытует, и глубины Божия".

Иезавель, напротив,  знает глубины сатанинские Это первое указание на  сатанизм  в  одной  из  его  вариаций.  Познавшие глубины сатанинские - это те,  кто сознательно познал порок до самых его  глубин,  а  произвольный  грех - это грех смертный.

Фиатирская Иезавель - это символ приспособления христианства к миру, его синтеза, или симбиоза, с язычеством. "Никто не может служить двум господам...,  не можете служить Богу  и  маммоне"

(Мф. 6:24).

Пятая церковь - Сардийская

Сардис (в  150 км к юго-востоку от Фиатиры) за 7оо лет до написания Откр.  был одним из величайших городов  Малой  Азии, торговавшим шерстью  и тканями.  Город стоял на горе на высоте

500 м  над  уровнем  моря  в  долине  реки  Герм.  и  считался неприступным. Сардийский  царь  Крез  начал войну с персидским царем Киром,  который и положил конец  величию  Сардиса.  Крез предполагал отсидеться в неприступной крепости. Один из персов случайно увидел,  что  сардийский  воин  уронил   свой   шлем, спустился по трещине в обрыве вниз и достал его. Персы поняли, что в скале есть трещина,  и в ту  же  ночь  персидский  отряд поднялся вверх.  Наверху крепостная стена оказалась совершенно неприступной, и судьба Сардиса была решена: город пал.

Поэтому слово  Воскресшего Христа "Бодрствуй" (3:2) имело для жителей Сардиса особый смысл и значение.

В Сардисе  в конце 2 века жил знаменитый апологет Мелитон

Сардийский, комментировавший Апок.

Когда евангелист  Иоанн  писал  Откр.,  город  катился  к своему упадку.  В  атмосфере  общего  духовного   расслабления христианская Церковь  тоже  теряла свою живучесть и напоминала скорее труп, нежели живую Церковь (мертвая душа в живом теле).

Сардийскую церковь,   однако,   не  затронули  ереси.  Причина проста: церковь была столь пассивна,  инертна и  маложизненна, что в  ней  не  было  даже  разномыслия.  Ересь  же  - продукт движения ищущей,  но заблуждающейся мысли. К этой церкви можно отнести слова Павла из 2 Тим. 3:5 - "имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися".

3:1-2 - "...знаю твои дела;  ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я

не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим".

Сардийская церковь,  возможно,  прообразует сонм отпавших от    католичества:    лютеранскую,   кальвинистскую   и   др.

протестансткие  церкви  и  деноминации,  возникшие   в   эпоху

Реформации и  после нее.  К протестантам можно было бы отнести слова: "ты  носишь  имя,  будто  жив,  но  ты   мертв",   если исключается направление "узкого пути" подвижничества - постов, молитв, постоянного      духовного       бодрствования       и совершенствования. "Я   не   нахожу,   чтобы  дела  твои  были совершенны пред Богом Моим".

3:3 -  "Вспомни,  что  ты принял,  и слышал,  и храни,  и покайся..." Христос предлагает  протестантам  принести  подвиг покаяния, от таинства которого они отказались.

Последователи Реформации  разбились   на   секты,   ввели женское священство,  отрицают  Божественность  Христа  и  т.п.

Впрочем, и у протестантов есть люди,  сохранившие чистоту, "не осквернившие одежд  своих"  (3:4)  -  Георг  Миллер,  Спенсер,

Рихтер и др.  В отношении доброделания у протестантов  многому можно поучиться.

3:5 - "Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его  из  книги жизни..." (слав.  текст дает более точный перевод с греч.: "не имам отмыти имене его от книг животных").