Развращенные языческие нравы и светская жизнь почти не изменились. Языческое наследие нередко заглушало пульс
Христовой жизни.
Хотя "диавол был ограничен" и не мог в полную меру мешать христианству, власть соблазна была велика, ибо "надобно прийти соблазнам" (Мф.).
Именно об этой церкви (точнее, об этом периоде церковной истории) сказано в Апок. Ангел Пергамской церкви живет там, где престол сатаны. Здесь мы встречаемся с тесным смешением добра и зла в мире. В притче о пшенице и плевелах Господь указывал на это. В этой притче даже Ангелы не в силах отличить плевелы от пшеницы. Поэтому не удивительно, что в земных условиях свет Небесного Царства светит возле престола сатаны.
Лишь в конце мира возможно отделить плевелы от пшеницы.
Поэтому Господь хвалит Пергамскую церковь за верность Ему среди всех соблазнов языческого мира: 2:13 - "Содержишь имя
Мое и не отрекся от веры Моей".
Потеряв прямую власть над христианами, сатана ищет обходные пути к победе над Церковью. Возникают губительные ереси - арианство, николаитство и т.п. И Господь призывает
Церковь покаяться, иначе обещает сразить еретиков мечом уст
Своих (2:16).
2:17 - "Побеждающему дам вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень".
"Сокровенная манна" - это духовные светила Православия этого периода: Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн
Лествичник, Авва Дорофей и др. Сокровенная манна, или Хлеб жизни - это причастие Тела и Крови Иисуса Христа.
"Белый камень". В римском суде белые и черные камни служили для вынесения судьями приговора: черный- осуждение, белый - оправдание. Белый камень - оправдание на Страшном суде.
Первые две церкви - Ефесская и Смирнская отошли в область преданий. Пергамская церковь, сильно ослабленная, существовала еще в начале 20 века. Символически она представлена греческой и юго-восточной церквами (напр., Антиохийская). Христианство там постоянно в соблазнах (их Ангелы у престола сатаны - 2:13).
Четвертая церковь - Фиатирская
Фиатира (в 200 км к востоку от Пергама) лежала на перекрестке дорог из Пергама в Сардис и дальше - в Филадельфию и Лаодикию, а из Смирны в Византий. По этой дороге курсировала имперская почта и шла значительная часть торговли между
Западом и Востоком, поэтому Фиатира представляла собой крупный торговый город.
Единственной религиозной достопримечательностью Фиатиры бал храм, в котором предсказывала будущее пророчица-ясновидящая Самбате.
Фиатира была известна красильным иткацким производством, а также торговлей тканями. Из Фиатиры происходила Лидия, торговавшая багряницей (Деян. 16:14) - самая богатая женщина
Нового Завета.
В Фиатире существовали ремесленные гильдии, которые объединяли суконщиков, кожевников, прядильщиков, красильщиков, горшечников, пекарей, торговцев. Из такой гильдии происходила некто Иезавель, которая в интересах ремесла и коммерции шла на компромисс с мирскими нормами жизни, утверждая, что благодать
Божия совместима (пропорциональна) с совершаемыми грехами:
"где умножился грех, там преизобилует благодать".
Самое длинное послание написано самому незначительному из городов - Фиатире. На первый взгляд, Фиатирская церковь была сильной, процветающей, энергичной. Но при всем том в ней отсутствовало нечто существенно важное - дух христианской общины, сплоченной общей целью спасения.
2:19-22 - "Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, итерпение твое..., но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное... Вот, Я повергаю ее на одр и любодействющих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.