Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 12

Развращенные языческие   нравы   и  светская  жизнь  почти  не изменились. Языческое   наследие   нередко   заглушало   пульс

Христовой жизни.

Хотя "диавол был ограничен" и не мог в полную меру мешать христианству, власть соблазна была велика, ибо "надобно прийти соблазнам" (Мф.).

Именно об этой церкви (точнее,  об этом периоде церковной истории) сказано в Апок.  Ангел Пергамской церкви  живет  там, где престол  сатаны.  Здесь  мы встречаемся с тесным смешением добра и зла в мире.  В притче о  пшенице  и  плевелах  Господь указывал на это. В этой притче даже Ангелы не в силах отличить плевелы от пшеницы.  Поэтому  не  удивительно,  что  в  земных условиях свет  Небесного Царства светит возле престола сатаны.

Лишь в конце мира возможно отделить плевелы от пшеницы.

Поэтому Господь хвалит Пергамскую церковь за верность Ему среди всех соблазнов языческого мира:  2:13 -  "Содержишь  имя

Мое и не отрекся от веры Моей".

Потеряв прямую  власть  над  христианами,   сатана   ищет обходные пути  к  победе  над Церковью.  Возникают губительные ереси - арианство,  николаитство и т.п.  И  Господь  призывает

Церковь покаяться,  иначе  обещает  сразить еретиков мечом уст

Своих (2:16).

2:17 -  "Побеждающему дам вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень".

"Сокровенная манна" - это  духовные  светила  Православия этого периода:   Антоний   Великий,   Макарий  Великий,  Иоанн

Лествичник, Авва  Дорофей  и др.  Сокровенная манна,  или Хлеб жизни - это причастие Тела и Крови Иисуса Христа.

"Белый камень".  В  римском  суде  белые  и  черные камни служили для вынесения судьями  приговора:  черный-  осуждение, белый - оправдание. Белый камень - оправдание на Страшном суде.

Первые две церкви - Ефесская и Смирнская отошли в область преданий. Пергамская церковь, сильно ослабленная, существовала еще в начале 20 века.  Символически она представлена греческой и юго-восточной церквами (напр.,  Антиохийская).  Христианство там постоянно в соблазнах (их Ангелы у престола сатаны - 2:13).

Четвертая церковь - Фиатирская

Фиатира (в  200  км  к  востоку  от  Пергама)  лежала  на перекрестке дорог из Пергама в Сардис и дальше - в Филадельфию и Лаодикию, а из Смирны в Византий. По этой дороге курсировала имперская почта   и  шла  значительная  часть  торговли  между

Западом и Востоком, поэтому Фиатира представляла собой крупный торговый город.

Единственной религиозной  достопримечательностью  Фиатиры бал храм,       в      котором      предсказывала      будущее пророчица-ясновидящая Самбате.

Фиатира была  известна красильным иткацким производством, а также  торговлей  тканями.  Из  Фиатиры  происходила  Лидия, торговавшая багряницей  (Деян.  16:14) - самая богатая женщина

Нового Завета.

В Фиатире   существовали   ремесленные  гильдии,  которые объединяли суконщиков, кожевников, прядильщиков, красильщиков, горшечников, пекарей,  торговцев. Из такой гильдии происходила некто Иезавель, которая в интересах ремесла и коммерции шла на компромисс с мирскими нормами жизни,  утверждая, что благодать

Божия совместима  (пропорциональна)  с  совершаемыми  грехами:

"где умножился грех, там преизобилует благодать".

Самое длинное послание написано самому незначительному из городов - Фиатире.  На первый взгляд,  Фиатирская церковь была сильной, процветающей,  энергичной.  Но при  всем  том  в  ней отсутствовало нечто  существенно  важное  -  дух  христианской общины, сплоченной общей целью спасения.

2:19-22 - "Знаю твои дела и любовь,  и служение,  и веру, итерпение твое...,  но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели,  называющей себя пророчицей, учить и вводить в  заблуждение  рабов  Моих,  любодействовать  и  есть идоложертвенное... Вот,  Я повергаю ее на одр и любодействющих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих".