Из послания Пергамской церкви узнаем, что николаиты совращали к прелюбодеянию и употреблению в пищу идоложертвенного (Апок. 2:14). Как решил Иерусалимский апостольский собор 49 г., язычники допускались в Церковь при соблюдении двух условий: 1) воздержание от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда (Деян. 15:28-29) и 2) не делать другим того, чего не желаешь себе. Именно эти условия нарушали николаиты. Они, видимо, считали, что с ветхим законом покончено и можно делать все что угодно. Христианская свобода превращалась в преступную распущенность, стала служить поводом к угождению плоти (о чем предупреждал ап. Павел в Гал. 5:13).
Если плоть есть зло, то человек может делать с телом все что угодно, т.к. оно не имеет значения - человек защищен благодатью Божьей. Таким образом, утверждался компромисс между языческим миром и христианством.
В представлении Иоанна христиане-николаиты хуже язычников. Если бы николаиты одержали верх, произошло бы омирщение христианства, мир переделал бы, "секулиризировал"
бы христианство по своему образу и подобию, а о преображении, просвещении мира не было бы и речи.
Вторая церковь - Смирнская
Смирна - венец Малой Азии (в 200 км к северо-западу от
Ефеса). Свободный город, жители которого преклонялись перед
Римом и в 195 г. до Р.Х. соорудили храм в честь богины Ромы. А
в 25 г. по Р.Х., когда города Малой Ази состязались друг с другом за привилегию воздвигнуть храм в честь обожествленного императора Тиберия, Смирна удостоилась этой чести, так что превзошла даже Ефес.
На смирнской монете чеканилась голова Гомера, т.к. Смирна спорила за славу считать Гомера своим земляком. Сщмч.
Поликарп, епископ Смирнский, пострадал здесь 23 февраля 155 г.
Его заставляли сказать: "Кесарь - кириос" и принести жертву императору. Указы римских императоров начинались словами:
"Господь и Бог наш повелел..." ("Dominus et Deus noster...").
Отказ участвовать в императорском культе карался как
sacrilegium - святотатство, злейшее безбожие.
2:8-9 - "И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит
Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат)".
Смирнская церковь, возможно, прообразует гонимую Церковь
Христову до эпохи ее внешнего торжества при св. Константине
Великом (начало 4 в.). К Смирнской церкви можно отнести основанные ап. Павлом церкви в Малой Азии и Греции, которые стали вторым светильником после падения Иерусалима.
В этот героический период, т.е. до эдикта Константина 312
г., врата для вхождения в Церковь вели чрез двери тюрем и арены цирков. Христиане претерпели десять гонений. Откр.
говорит о 10-дневной скорби: "Будете иметь скорбь дней десять"
(2:10). В награду обещан венец жизни (2:10) - "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни".
2:11 - "Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти".
Первая смерть - физическая, вторая - духовная, которая есть суд Божий (раввинистическая концепция). Первая смерть телесная, она не страшна для христиан. Вторая - гибель души в огненном озере после Страшного суда, о которой говорится в
20:14-15 - "И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное".
Смирнская церковь богата мужеством, мученичеством и исповедничеством. Замечательно, что только этой церкви
Господь не делает ни малейшего упрека.
Третья церковь - Пергамская
Пергам (в 300 км к северу от Смирны) не отличался, подобно Ефесу и Смирне, местом в торговле и хозяйстве Малой
Азии, но как культурный центр он превосходил Ефес и Смирну вместе взятые. Пергам славился своей библиотекой, в которой насчитывалось около 200 тысяч пергаментных свитков. Это была вторая по величине библиотека в античном мире (после александрийской). Само слово "пергамент" происходит от названия города Пергама.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.