Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 9

Иоанн. Согласно   западному   преданию,  он  поселил  в  Ефесе

Прсвятую Богородицу; здесь же, по западноу преданию, произошло

Ее Успение.

Ефесская церковь стоит на первом месте  среди  7  церквей как ближайшая к о. Патмос (в 300 км от юго-западного побережья

Малоазийского полуострова).   Теперь   на    месте    древнего великолепного Ефеса  -  куча  развалин  (в  10  км  от моря) и турецкое селение Айа-Солук.  На месте храма Иоанна Богослова мечеть. Там,  где были когда-то античный порт, залив и гавань, теперь топкое болото и тростник.  Так сдвинут со своего  места этот светильник раннего христианства (Апок. 2:5).

Ефесская церковь,    возможно,    прообразует     церковь

Иерусалимскую (прот. Николай Соколов).

2:2 - "Знаю дела твои,  и труд твой,  и терпение твое,  и то, что  ты  не  можешь  сносить  развратных,  и  испытал тех, которые называют себя апостолами...,  и нашел, что они лжецы".

(2:5): "Итак...  покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".

История первой   христианской   церкви    начинается    с иерусалимской общины.  Именно  к ней можно отнести пророчество

Апок. Здесь было положено начало  апостольским  трудам,  здесь появились и первые ереси.

К церкви обращается Воскресший Христос с упреком  в  том, что она  оставила  первую  любовь  свою  (2:4),  и призывает к покаянию. Первая любовь - это горячая любовь первых  христиан, когда у  всех  было  одно  сердце и одна душа и все было едино

(Деян.).

Однако начались  ереси  и  раздоры,  и  светильник церкви перестал гореть ярким светом Христовой любви.  Он был  сдвинут с места его (2:5).  Другими словами, Иерусалим был разрушен за то, что "не узнал о времени посещения его Господом" (Лк.).

Христос дает  церкви обещание:  "Побеждающему дам вкусить от древа жизни,  которое посреди рая Божия".  В  Иерусалимской церкви впервые  было  установлено  таинство Евхаристии.  Древо жизни, дающее бессмертие - это причастие Тела и Крови Господа, дающее жизнь во Христе.

2:4 - "Имею против тебя то,  что ты оставил первую любовь твою".

Может быть два значения:

1) остыл первый энтузиазм

2) оскудела братская любовь.

Николаиты

2:6 -  "То  в  тебе  хорошо,  что  ты   ненавидишь   дела николаитов, которые и Я ненавижу".

Николай - прозелит из Антиохии,  один  из  семи  диаконов

(Деян. 6:5):  апостолы  предложили  избрать диаконов "пещись о столах" (слав.:    "служити     трапезам").     "И     избрали

Стефана...и Филиппа,  и  Прохора,  и  Никанора,  и  Тимона,  и

Пармена,  и Николая Антиохийца, обращенного из язычников".

Св. Ириней   Лионский   (140-202  гг.)  ученик  Поликарпа

Смирнского, говорит  о  николаитах,  что  они  жили,   потакая необузданным похотям, были бесстыдны в нечистоте.

Св. Климент  Александрийский   говорит,   что   николаиты предавались плотской нечистоте подобно козлам, оправдывая свое поведение тем,  что тело должно быть  поругано,  т.е.  человек может бесстыдно по своему желанию распоряжаться своим телом.

В Пергаме  николаиты  тоже  обретались  как   "держащиеся учения Валаама"  (2:14):  "...у  тебя  есть  держащиеся учения

Валаама, который  научил  Валака  ввести   в   соблазн   сынов

Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали".

Греч. "Николай"  -  от  "никан"  ("побеждать")  и  "лаос"

("народ"): "Победитель народа".  Арамейское "Валаам" от "бэла"

- "побеждать" и "хаам" - "народ". Тоже "Победитель народа".

Два имени  означают одно и то же,  их можно истолковывать как "порочный  учитель,  одержавший  победу  над   народом   и покоривший его ядовитой ереси".