Иоанн. Согласно западному преданию, он поселил в Ефесе
Прсвятую Богородицу; здесь же, по западноу преданию, произошло
Ее Успение.
Ефесская церковь стоит на первом месте среди 7 церквей как ближайшая к о. Патмос (в 300 км от юго-западного побережья
Малоазийского полуострова). Теперь на месте древнего великолепного Ефеса - куча развалин (в 10 км от моря) и турецкое селение Айа-Солук. На месте храма Иоанна Богослова мечеть. Там, где были когда-то античный порт, залив и гавань, теперь топкое болото и тростник. Так сдвинут со своего места этот светильник раннего христианства (Апок. 2:5).
Ефесская церковь, возможно, прообразует церковь
Иерусалимскую (прот. Николай Соколов).
2:2 - "Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами..., и нашел, что они лжецы".
(2:5): "Итак... покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".
История первой христианской церкви начинается с иерусалимской общины. Именно к ней можно отнести пророчество
Апок. Здесь было положено начало апостольским трудам, здесь появились и первые ереси.
К церкви обращается Воскресший Христос с упреком в том, что она оставила первую любовь свою (2:4), и призывает к покаянию. Первая любовь - это горячая любовь первых христиан, когда у всех было одно сердце и одна душа и все было едино
(Деян.).
Однако начались ереси и раздоры, и светильник церкви перестал гореть ярким светом Христовой любви. Он был сдвинут с места его (2:5). Другими словами, Иерусалим был разрушен за то, что "не узнал о времени посещения его Господом" (Лк.).
Христос дает церкви обещание: "Побеждающему дам вкусить от древа жизни, которое посреди рая Божия". В Иерусалимской церкви впервые было установлено таинство Евхаристии. Древо жизни, дающее бессмертие - это причастие Тела и Крови Господа, дающее жизнь во Христе.
2:4 - "Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою".
Может быть два значения:
1) остыл первый энтузиазм
2) оскудела братская любовь.
Николаиты
2:6 - "То в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу".
Николай - прозелит из Антиохии, один из семи диаконов
(Деян. 6:5): апостолы предложили избрать диаконов "пещись о столах" (слав.: "служити трапезам"). "И избрали
Стефана...и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и
Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников".
Св. Ириней Лионский (140-202 гг.) ученик Поликарпа
Смирнского, говорит о николаитах, что они жили, потакая необузданным похотям, были бесстыдны в нечистоте.
Св. Климент Александрийский говорит, что николаиты предавались плотской нечистоте подобно козлам, оправдывая свое поведение тем, что тело должно быть поругано, т.е. человек может бесстыдно по своему желанию распоряжаться своим телом.
В Пергаме николаиты тоже обретались как "держащиеся учения Валаама" (2:14): "...у тебя есть держащиеся учения
Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов
Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали".
Греч. "Николай" - от "никан" ("побеждать") и "лаос"
("народ"): "Победитель народа". Арамейское "Валаам" от "бэла"
- "побеждать" и "хаам" - "народ". Тоже "Победитель народа".
Два имени означают одно и то же, их можно истолковывать как "порочный учитель, одержавший победу над народом и покоривший его ядовитой ереси".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.