Апокалипсис. Попытки мистико-типологического (символического) толкования, страница 17

Осуждение Лаодикийской церкви начинается уже с  того,  чо лаодикийцы ни  холодны,  ни  горячи,  что  вызывает  у Господа отвращение (3:16):  "Как ты тепл,  а не горяч и не холоден, то извергну тебя  из  уст Моих".  Здесь следует уточнить значение слов. "Холодный"  -  "психрос"  ("холодный  вплоть  до   точки замерзания"). "Горячий"   -   "зэстос"   ("горячий   до  точки кипения"). "Теплый" - "хлиарос"  (то,  что  вызывает  тошноту, сводит желудок).  [Обычно теплый,  но приятный - это "фэрмос",

"алэинос"]. Термин "хлиарос" применялся по  отношению  к  воде минеральных  источников  близ  Лаодикии,  имевшей тошнотворный вкус. Именно такое воздействие оказывала Лаодикийская  церковь в глазах    Воскресшего    Христа.    Теплохладное   состояние свидетельствует о деградации духовной жизни.

Труднее всего   в   Церкви   преодолевается  безразличие.

Главная проблема  современной   катехизации   -   не   столько враждебность мира христианству,  сколько безразличие к нему. К

христианству нельзя  быть  нейтральным,  как  показывает  опыт

Лаодикии. Нейтралитет  в  конечном  счете  ведет к противлению

Христу. Как бы сурово это ни звучало, но, судя по Откр., лучше вообще не  вступать на христианская путь,  нежели,  вступив на него, скатиться   к   формализму   и   равнодушию.   Об   этом свидетельствует решительное отчуждение Лаодикийской церкви.

Существует агрф  (незаписанное  речение  Иисуса  Христа):

"Кто стоит близ Меня, тот стоит около огня, кто далек от Меня, тот далек от Царства" -  Ориген,  св.  Игнатий  (Антиохийский)

Богоносец. Жить  во Христе,  по Павлу,  - постоянно "пламенеть духом", как он призывал римлян (Рим.  12:11):  "В  усердии  не ослабевайте, духом  пламенейте,  Господу служите" ("Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе").

Трагедия Лаодикии   в   том,   что   она  была  ослеплена богатством и не видела своей духовной нищеты.  В  человеческом представлении не было в Малой Азии более процветающего города.

В духовном отношении не было  более  бедствующей  христианской общины.

3:18 _"Советую  тебе  купить   у   Меня   золото,   огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться..."

"Злато разжижено  огнем",  по  ап.  Петру,  символизирует веру, когда  он  призывает  иметь веру более драгоценную,  чем

"гибнущее, хотя и огнем испытываемое золото" (1 Пет. 1:7).

Лаодикия гордилась  своим ткачеством и торговлей одеждой, которая в античном мире была предметом роскоши. Но духовно она была нага.  Христос  советует  ей купить "белую одежду,  чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы".

В Ветхом  Завете не было большего позора и унижения,  чем быть нагим,  голым.  Еще через пророка Наума Бог предостерегал непослушный Израиль:   "Я...  покажу  народам  наготу  твою  и царствам срамоту твою" (Наум 3:5).

Напротив, величайшей   почестью   в  Ветхом  Завете  было прекрасное одеяние.  Валтасар одел Даниила в багряницу, сделав его премьер-министром (Дан.  5:29). Фараон оказал высшую честь

Иосифу, одев  его  в  виссон  (Быт.  41:42).  Блудный  сын  по возвращении домой  был  одет  в  лучшую  одежду  (Лк.  15:22).

Лаодикия душевно была нага.

3:19 - "Кого Я люблю,  тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся".

Это цитата из Притчей 3:12, но в ней изменено одно слово.

В греческой Септуагинте "люблю" (от "агапи") -  любовь  скорее от воли и ума, чем от сердца, несокрушимая доброжелательность.

В Откр. вместо "агапи" используется слово "филия" (глагол

"филин") -  родственная любовь.  Это означает:  Бог наказывает тех строже, кто Ему всех дороже.

Павел в   Евр.   12:6   -   "Господь,  кого  любит,  того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает".

"Если же   вы   остаетесь   без  наказания...,  то  вы  незаконные дети, а не сыны" (Евр. 12:8).