Теперь - конкретно о натуфийцах. Прежде всего это - оседлое земледельческое население, которое перешло к массовому использованию злаков. Если неизвестно, выращивали их кебарийцы или нет, то натуфийцы, бесспорно, выращивали просто потому, что они очень оседлые. Для того, чтобы собирать дикорастущие злаки в нужном количестве, надо много ходить. Ученые проводили такого рода эксперименты: они брали серпы и бродили по полям дикорастущих злаков, выясняя, за сколько времени можно собрать необходимый минимум. Оказалось, что собрать можно, но жить при этом на одном месте трудно. Натуфийцы - это оседлое население. Они уже умели строить круглые дома, но некоторые из них жили еще в пещерах. Кроме земледелия, натуфийцы занимались рыболовством. Климат был другой, рыбы было много, и они придумали гарпун и рыболовный крючок. Но придумав крючок, они еще не изобрели ни дырки для подвешивания за нитку, ни бороздки - на это ушли последующие столетия. И гарпун и крючок были костяные, основными же каменными изделиями были те же микролиты, но ведущая форма в натуфийской культуре была самая удобная - сегмент. О составных орудиях я рассказывал, просто их стало гораздо больше.
Дом, в котором жили натуфийцы, был немного заглублен в землю, стены облицованы - выложены камнями и обмазаны глиной с песком, пол частично выстилали плитами. Это уже достаточно совершенное жилище. Лучше всего сохранилось в Иерихоне раннее святилище, но это под вопросом - слишком странный дом, большой и сложный, с подпятниками (большие камни с дырками для вращающихся дверей). Но общая особенность раскопок Иерихона - очень маленькие площади, очень глубокие раскопки. Поэтому целиком контуров самого интересного натуфийского здания - святилища Иерихона - мы не знаем.
Зато в других памятниках - Эинане и Мюрайбите - раскопано по нескольку поселений. Но они более поздние, чем натуфийские слои Иерихона. Мюрайбит жилище полностью наземное, стены каменные, тоже обмазаны глиной. Пол глинобитный.
Натуфийцы выращивали пшеницу и ячмень. Но вот того увлечения рыбой, которое было у палестинских натуфийцев, у жителей Мюрайбита почему-то не было. Скорее всего, это локальная особенность.
Основное орудие труда натуфийца - очень своеобразная мотыга каменная, тяжелая, с "талией". Она породила целый ряд схожих форм в докерамическом неолите региона. Кроме того, появляются первые попытки шлифовки камня, хотя до шлифованных камней оставались еще тысячелетия. Первые небольшие шлифованные орудия из камня были нефункцональными: странная подвесочка из камня, тщательно отшлифованная. Это то, о чем мы будем говорить очень часто
- невостребованное открытие. Общий уровень технологии не создал спроса на шлифованные орудия. И хотя техника возникла, до ее массового применения, кроме как для изготовления украшений, оставались тысячелетия и тысячелетия.
Натуфиец не был чужд охоты. Использовались стрелы очень своеобразного вида, что породило в докерамическом неолите целую линию такого рода стрел.
Есть два вида искусства - высокосемантизированное и фигуративное (его еще называют реалистическим, натуралистическим - когда человек старается нарисовать максимально похоже тот или иной предмет). Другое искусство высокосемантизированное, когда изображается некоторый знак предмета, когда задача изобразить похоже с самого начала не ставится. Это важно, потому что долгое время существовала такая точка зрения, что вначале человек рисовал как видит, а потом стилизовал, стилизовал, и из этого появлялось искусство знаковое. На самом деле в тех пределах, как мы можем судить, т.е. по тем находкам, достаточно массовым, из разных культур, мы можем говорить на уровне сегодняшних знаний, что одновременно у человека возникает два совершенно разных подхода к изображению. Первое: изобразить как видишь, и те из вас, кто интересовался искусством, помнят прекрасные росписи более раннего времени - испанские, французские пещеры, изображения буйволов и т.д. И одновременно появляется чисто знаковое искусство - определенная комбинация полос, контуров, причем не примитивная, достаточно сложная, но в то же время явно не претендующая на изображение чего-то увиденного. Они изображают идею. Это можно назвать и абстрактным искусством, но совершенно другая задача здесь, в отличие от абстрактного искусства, которое было общепонятным, все знали что это, иначе оно не было бы семантическим. Мало того, фигуративное искусство, с одной стороны, оставалось предельно тонко наблюдательным, а с другой стороны, оно успело пройти процесс стилизации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.