Палестины и принесло с собой земледелие. Только в это время и под влиянием
Палестины что-то появляется здесь.
Вот теперь кратко о протоурбанистическом периоде. Это последняя треть
4-го тысячелетия. Частично сохраняется гассульское население, частично распространяется население, которое создало тот обряд погребения, о котором я говорил: погребение в склепах, высеченных в скале.
По керамической традиции это продолжение Гассула. Но в погребениях часто помещается парадная керамика, а не бытовая, поэтому есть некоторое отличие. Тем не менее ведущие формы сохраняются.
Почему так важна керамика? Она массовая, поэтому выводы статистически надежны. Она быстро меняется, поэтому по ней можно узнавать время. И она никогда не повторяется у разных народов, поэтому по ней (в основном по ней в дописьменный период) можно отличать технические ........... .
Что сохранилось из прежних времен? Ручки-прилепы. Ручки-ушки. Миска.
Что появилось нового? Придумали носик. Любовь к чайнику отличает народы Палестины по сей день, хотя с чаем это, по всей вероятности, не связано. Ручки тысячу лет сохраняются. Базовая основная, массовая посуда здесь все время одна и та же.
Еще новое - маленькая кружка. Никакие покойники этого времени не могли быть отправлены в мир иной без этого предмета и без миски. То есть пища и питье - то ли настоящие, то ли условные.
Кроме того, появляются серолощеные подражания каменным сосудам, они становятся более мощными, более массовыми. Это керамика типа Ездрелона.
Глубокие миски, из которых потом выросли низкие горшки, и миски на прорезных поддонах. Это придумано еще тысячу лет назад и делалось из камня, а потом в долине Ездрелона придумали, что можно делать то же самое из глины, и еще тысячу лет делали. Традиции держались здесь чрезвычайно прочно.
Что интересно в этом периоде из более общих вещей? Появляется много новых поселений, большинству которых суждено было стать городами, потому это и называется протоурбанистическим периодом. Но начинается это еще в последней трети 4 тысячелетия. Скорее всего это результат роста численности населения, его плотности, усложнения социальных связей и формирования более сложных институтов типа города.
Потому что ниоткуда вывезти это невозможно - носители этой традиции в 4
тысячелетии, в общем-то, такие же и в Египте, и в Месопотамии, и в северной
Сирии, и на побережье. Заимствовать было не у кого. Это так называемый додинастический период Египта и дописьменный период Двуречья.
Данные об этом периоде - в основном из погребений. Потому что все эти поселения оказались под большими городами, коль скоро эти поселения были их предтечами, а как следствие - докопаться до них очень трудно. Толщина стоя обычно десятки метров, докопаться до самого низа, не обрушив борта, удается далеко не всегда, и нижние слои всегда изучены плохо.
Что касается погребений, то их достаточно много. Я расскажу только о нескольких комплексах, но поселения были, они только плохо изучены.
Частично это поселения с тонким слоем, частично это уже настоящие города типа Мегиддо.
Три ситуации: новые населенные пункты, из которых выросли города;
населенные пункты, из которых города не выросли (их мало); города, к этому времени уже существующие и продолжающие развиваться, типа Мегиддо.
В связи с этим надо напомнить, что долина Ездрелона, выходящая к морю,
- это особая часть Палестины. Она живет и по законам приморья, и по законам долины Иордана. И здесь преемственность культурная гораздо сильнее.
Она далеко от степи, если сюда действительно периодически кто-то приходил и что-то здесь делал, то до Ездрелона обычно никто не доходил, здесь преемственность, накопление культурного потенциала шли в наиболее благоприятных условиях. Но с другой стороны, именно эти благоприятные условия бытия создавали хананейский тип развития: сытый, цивилизованный, комфортный, с соответствующими, в общем-то негативными, последствиями для духовной жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.