Многие из вас сталкивались с этим очень часто, только не знают, что это такое. Он применятся широко до сих пор. Когда сосуд сформован и слегка подсох, вы можете его лощить или сделать по-другому: погрузить его в сметанообразный раствор глины более высокого качества, более тонко отмученной, более тонких фракций, который заполнит порыв в грубой глине конструктивно. Кроме того, выбирается такая глина, которая при обжиге даст приятный цвет - не серо-коричневый, а ярко-красный или теплый кремовый. Эта техника называется ангобированием. Здесь ангобирование сочеталось с росписью, то есть по ангобированному сосуду могла наноситься роспись. Ангоб обычно был кремового цвета, а последующая роспись - красного. Значительная часть современной керамики ангобируется, просто в следующий раз макается в раствор стекловидной массы, которая дает нашу посуду. Часто это промежуточный этап между формовкой и покрытием глазурью. Если это не белая посуда и не расписанная кисточкой, а пятнами или целиком (китайская посуда
- целиком черная), она сделана в технике ангоба.
Я забыл вам рассказать об одной очень важной особенности, тоже имевшей место в это время. Берется сосуд, весь покрывается желто-кремовым ангобом, а после этого вот так наносится краска уже кистью, а орнамент образуется за счет оставшейся незакрашенной части. Это очень хитрый прием, названный англичанами росписью в резерве, очень своеобразный и очень специфический, он тоже оказал свое влияние на многие соседние территории.
Кроме собственно Иерихона, известные памятники - Мунхата и Вади Рабах.
Что интересного в Мунхате по сравнению с Иерихоном? Архитектура та же, кирпичи те же, жилище тоже круглое, керамика попроще, много общего в технологии с предшествующим периодом, есть только один интересный сюжет, который кое-что рассказывает о быте и о хозяйстве. Имеется довольно много костей дикого барана. Все было бы понятно, если бы дикий баран водился в Палестине. Просто эта маленькая деталь показывает, с какими проблемами приходится сталкиваться. По костям он дикий, но его здесь не бывает, он здесь не жил никогда. То есть, это, видимо, ранняя стадия одомашнивания, на которой имеется возможность как-то этого барана пасти, но еще не появляется признаков одомашнивания. Его явно откуда-то привели, и в огромном количестве - 20 процентов этих костей.
Параллельно жило еще простенькое такое население, которое называется ярмукцы. Они гораздо проще иерихонцев и важны для нас прежде всего потому, что, с одной стороны, пока мы видим разницу между одичавшим, но городом и достаточно примитивным бытом, а с другой стороны, именно они дали своеобразные фигурки с четко выделенным тазом.
Что интересно в памятниках типа Ярмук? Будучи очень простыми, они в то же время существенно расширили наше представление об искусстве этого времени. Почему-то жители этого места очень любили изображать друг друга.
Самые простые изображения, когда друг друга изображали ... и окрестности, но жители этих памятников пошли дальше. Они стали изображать уже лица, фигуры, то есть впервые, собственно, появляется уже, хотя и сильно стилизованные, но вполне определенные облики людей. У них уже есть нос, глаза, уши - порой странноватые, но это уже не то, что было до этого. Это попытка изобразить человека целиком. В остальных отношениях ярмукцы ничего особенно важного не дали.
Следующий этап - это керамический неолит Иерихона Б, или фаза Вади
Рабах. Между этими двумя народами был определенный интервал, но по всем критериям, по которым мы можем судить, керамический неолит Б продолжал керамический неолит А. Мало того, он сделал значительный шаг вперед. Прежде всего в это время Иерихон снова становится городом. Появляются укрепления, более совершенные, чем раньше, более сложной становится городская жизнь, снова появляются улицы, переулки, дома на смену бесчисленным полуземлянкам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.