Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 25

Многие из вас сталкивались с этим очень часто,  только не  знают,  что  это такое.  Он  применятся  широко  до сих пор.  Когда сосуд сформован и слегка подсох,  вы можете его  лощить  или  сделать  по-другому: погрузить  его  в сметанообразный   раствор   глины  более  высокого  качества,  более  тонко отмученной,  более тонких фракций,  который заполнит порыв в  грубой  глине конструктивно.  Кроме того, выбирается такая глина, которая при обжиге даст приятный цвет - не серо-коричневый, а ярко-красный или теплый кремовый. Эта техника   называется   ангобированием.  Здесь  ангобирование  сочеталось  с росписью, то есть по ангобированному сосуду могла наноситься роспись. Ангоб обычно был кремового цвета,  а последующая роспись - красного. Значительная часть современной керамики ангобируется,  просто в следующий раз макается в раствор   стекловидной   массы,   которая   дает  нашу  посуду.  Часто  это промежуточный этап между формовкой и покрытием глазурью.  Если это не белая посуда и не расписанная кисточкой,  а пятнами или целиком (китайская посуда

- целиком черная), она сделана в технике ангоба.

Я забыл вам рассказать об одной очень важной особенности, тоже имевшей место в это время.  Берется сосуд, весь покрывается желто-кремовым ангобом, а после этого вот так наносится краска уже кистью, а орнамент образуется за счет оставшейся незакрашенной части.  Это  очень  хитрый  прием,  названный англичанами  росписью в резерве,  очень своеобразный и очень специфический, он тоже оказал свое влияние на многие соседние территории.

Кроме собственно Иерихона, известные памятники - Мунхата и Вади Рабах.

Что интересного в Мунхате по сравнению  с  Иерихоном?  Архитектура  та  же, кирпичи  те  же,  жилище  тоже  круглое,  керамика попроще,  много общего в технологии с предшествующим периодом,  есть только один  интересный  сюжет, который  кое-что  рассказывает  о  быте  и  о  хозяйстве.  Имеется довольно много костей дикого барана.  Все было  бы  понятно,  если  бы  дикий  баран водился  в  Палестине.  Просто  эта  маленькая деталь показывает,  с какими проблемами приходится сталкиваться.  По костям он дикий,  но его  здесь  не бывает,  он  здесь  не жил никогда.  То есть,  это,  видимо,  ранняя стадия одомашнивания, на которой имеется возможность как-то этого барана пасти, но еще не появляется признаков одомашнивания.  Его явно откуда-то привели, и в огромном количестве - 20 процентов этих костей.

Параллельно жило  еще простенькое такое население,  которое называется ярмукцы.  Они гораздо проще иерихонцев и важны для нас прежде всего потому, что,  с одной стороны,  пока мы видим разницу между одичавшим, но городом и достаточно  примитивным  бытом,  а  с  другой  стороны,  именно  они   дали своеобразные фигурки с четко выделенным тазом.

Что интересно в памятниках типа Ярмук? Будучи очень простыми, они в то же  время  существенно  расширили  наше  представление  об  искусстве этого времени.  Почему-то жители этого места очень любили изображать друг  друга.

Самые простые изображения,  когда друг друга изображали ...  и окрестности, но жители этих памятников пошли дальше.  Они  стали  изображать  уже  лица, фигуры,  то  есть  впервые,  собственно,  появляется  уже,  хотя  и  сильно стилизованные,  но вполне определенные облики людей.  У них уже  есть  нос, глаза,  уши - порой странноватые,  но это уже не то, что было до этого. Это попытка изобразить человека целиком.  В остальных отношениях ярмукцы ничего особенно важного не дали.

Следующий этап - это керамический неолит Иерихона  Б,  или  фаза  Вади

Рабах.  Между  этими  двумя народами был определенный интервал,  но по всем критериям,  по которым мы можем судить,  керамический  неолит  Б  продолжал керамический неолит А. Мало того, он сделал значительный шаг вперед. Прежде всего в это время Иерихон снова становится городом.  Появляются укрепления, более  совершенные,  чем раньше,  более сложной становится городская жизнь, снова появляются улицы, переулки, дома на смену бесчисленным полуземлянкам.