Некоторые общие соображения, которые , мне казалось, всегда нужно предпослать нашему курсу и которые позволят вам легче воспринимать материал, содержащийся в этом, в общем, достаточно добротном пособии. Вы просто там увидите многое из того, что я вам рассказываю, высказанным в косвенной форме, как альтернативу и т.д., потому что автор - это профессионал, и большую часть реально существующей информации он сюда вставил.
Таковы задачи курса библейской археологии и таковы различия между тем взглядом, который восходит к профессору Леонтьеву, писавшему еще в конце прошлого века у нас и которому я пытаюсь следовать, и теми книгами - в частности, по опровержению дарвинизма и других разновидностей критики библейского текста, - которые сейчас в большом количестве появились на русском языке и которые в некоторой части их я вам и сегодня порекомендую.
Дело вот в чем. Вопрос этот сложный, но его нельзя не сформулировать.
Всякие попытки доказать "правильность" Библии бессмысленны, и сама эта установка, существуя долгое время, ничего плодотворного не дала. Этот тезис основан на ложном допущении, что человек в принципе может адекватно воспринять и понять Промысл Божий, да еще и деталях (а, собственно, только о деталях мы и будем говорить в рамках нашего курса - это то немногое, что осталось из предметов от всей жизни, от всего ее многообразия). Потому появляются попытки с точки зрения сегодняшней науки, которая завтра уже будет вчерашней, объяснить и подтвердить, доказать полное соответствие сегодняшней науки науке высшей - тому, что мы видим... . Эти попытки по определению полными быть не могут, всё объяснить - такая задача не стоит.
Наша задача - понять какую-то часть Откровения, то, что мы можем сделать на нашем сегодняшнем уровне.
Возникает вопрос: а для чего вообще все это нужно? Нужно это для того, чтобы увидеть все это более вещно, чтобы все это ощутить - далеко не все, а то, о чем говорят материальные остатки, - чтобы все это стало вашим знанием и позволило вам видеть все это в несколько ином контексте. Контексте той реальной действительности, которая существовала в то время.
Примером, который я всегда приводил в этом случае, является западная религиозная живопись, в которой вся реальность Ветхого завета наряжена в одежды соответствующего государства в соответствующий период или, в лучшем случае, в какие-то условно-восточные одежды, которые на самом деле никто никогда не носил... . Речь пойдет именно об этом, с тем чтобы можно было представить себе то, что мы читаем, на фоне тех, порой немаловажных, деталей, которые дает нам археологический материал. И многое увидеть правильнее и в самом процессе исторических изменений, которые происходили здесь, но которые просто не являлись..., но знание которых помогает увидеть нам все это на некотором... . Повторяю: полнота при этом, особенно когда речь идет о далеком прошлом, невелика, и в отличие от некоторых авторов...
я считаю возможным претендовать на объяснение целого ряда научных наблюдений сегодняшнего дня в свете Откровения просто потому, что это вещи разного плана. Наметить их я должен просто постольку, поскольку о них идет речь.
Книга, о которой я сегодня говорил, написана человеком с настолько редким именем и фамилией, что это лучше написать: Бен Хобринк - "Эволюция"
(замечательный подзаголовок: "Яйцо без курицы"). Я рекомендую прочесть первую часть этой книги. Видимо, она является в большей степени сферой конкретных знаний автора, или он лучше..., или вопрос более разработан так или иначе, то, что касается древних обезьян и отсутствия их связи с человеком, - это раздел хороший. Что же касается Потопа и рассуждений о хронологии, то здесь, на мой взгляд, автор попытался решить ту задачу, которая представляется нерешаемой, а именно все-все-все..., все-все-все привести в соответствие. Современные научные знания меняются..., конечно, долго живя в науке, я это наблюдаю на собственном опыте, а тем более... .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.