Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 29

Почти ничего не известно о нем, но красивых вещей очень много. Если бы этот памятник раскапывали археологи,  то наверняка знали бы больше о жилищах,  о культурном слое, но не имели бы такого количества интересных вещей.

Что характерно для  этого  памятника?  Та  же  самая  традиция,  очень древняя  -  изображение  части  тела  от  талии до колен с ярко выраженными ягодицами и статуэтки маленькие из местного галечника.  Их совершенно нет в

Иерихоне (но   там  нет  гальки  такой  в  окрестностях).  И  та  же  самая керамическая традиция. На самых разных памятниках все время существует один и  тот  же  орнамент:  "елочка"  -  условно  - по горлу и зигзаг.  Какой бы памятник мы ни взяли,  мы  всегда  увидим  этот  узор  с  очень  небольшими модификациями.   Он   много   значил  для  людей  того  времени,  поскольку воспроизводится почти без изменений и практически всегда.  Но  функции  его изучить трудно.  Дело в том, что все народы, для которых много значил декор на керамике,  умерли.  Последними были индейцы пуэбло.  Еще  ряд  маленьких племен  в  центральной  и  средней  части  Южной Америки,  от которых можно узнать, что же значили все эти геометрические орнаменты хотя бы для них.

Здесь можно  говорить  об  унификации,  о том,  что те представления о мире,  которые  отражены  в  этом  декоре,  полностью  покрывали  тогдашнюю

Палестину.

Что еще дает этот памятник?  Это земледельцы,  зерновые  культуры  уже

...,  животные,  кремневые  орудия  -  все  это  очень  похоже  на Иерихон.

Единственное,  что есть,  - статуэтки странные,  которых  нет  в  Иерихоне.

Похожие  явления  появляются  в  это  время  в  районе Оронто и особенно на побережье. То есть, в это время Палестина оказывает влияние на горную часть

Сирии.

Еще один комплекс этого же времени связан с Айн Джарбой в Палестине.

Возвращаемся к  керамическому неолиту Б,  или ...,  или Вади Рабах.  О

выходе на территорию Сирии я вам уже рассказывал.  На других памятниках ...

от известной вам Мунхаты тоже прямоугольные дома из нескольких комнат, хотя эти памятники гораздо менее значительны, чем Иерихон.

Сейчас я  хочу,  чтобы вы увидели множественность культурного развития не в виде моего утверждения, а в виде некоторой информации.

Дома 4  на  9  метров,  2-3  маленькие  комнаты,  хорошо утрамбованные глиняные полы - тоже палестинская традиция.  Помните,  что комнаты  в  этих городах и деревнях всегда маленькие,  поскольку основную часть времени люди проводили на воздухе.  Печи,  пристроенные к  стенам.  Еще  один  памятник, названием которого я не буду вас утруждать,  - тоже прямоугольные дома, а в

Иерихоне в это время круглые. А остальная культура очень похожа.

Экономика Мунхаты.  Домашние коза и овца.  Овца есть,  но дикой овцы в

Палестине не было,  она пришла позже,  но поскольку здесь она уже есть, то, видимо, она не дикая.

Керамика тоже   обладает   своеобразием.   Появляются    схематические изображения человека, но очень схематические. Надо сказать, что в это время впервые  появляется  мужская  символика.  Дальнейшее   развитие   городской цивилизации,  уже  предощущение  власти  вызывает  определенный  интерес  к мужской мощи.  Это стереотип определенный в большинстве общин.  Если  образ женщины   -  это  символ  плодородия,  то,  что  отличает  мужчину,  будучи изображенным отдельно,  это сила,  мощь,  потенциал силы - в конечном счете государства.

Государство себя очень любило отожествлять в этом плане. Почти не было государств,  которые  бы  отожествляли  себя с женским началом,  хотя там и могли поклоняться идолам,  изображающим женщин.  Все  стремились  быть  как можно  более  мужественными,  и  вот  в  Палестине  мы  видим это с большим опозданием.

Что интересно   для  жизни  людей,  что  обращать  внимание  на  силу, военно-административную силу,  они стали в своем искусстве  гораздо  позже, чем  на плодородие,  отстав на три тысячи лет.  Видимо,  начала плодородия, начала процветания,  все, что с этим связано было, - они существеннее были, чем возможность применить силу.