Все это раскрашено в разные цвета, а вокруг нарисовано нечто не поддающееся определению. В книгах вы это увидите, там это называется изображением слона, каковым оно, бесспорно, не является.
Гассульское искусство - это новый этап искусства. Мы говорили о семантическом и фигуративном искусстве, говорили о семантизации. Это совершенно новое искусство. Попытка изобразить при помощи элементов фигуративного искусства, скомбинированных по законам сугубо семантическим, некоторые сложные образы. Здесь нет никаких повторов. Большинство изображений совершенно конкретны, в них есть какие-то отдельные черты живых существ. Обычно в семантическом искусстве форма и содержание не вступают в противоречие: простые идеи - условные знаки. Здесь идеи достаточно просты, хотя и сложнее, чем раньше, а средства - отдельные части реальных изображений. За счет этого появляются такие монстры, которые воспроизвести совершенно невозможно.
Параллельно с этим существовало фигуративное искусство в виде наскальных росписей, уже достаточно сложных. Там мы видим изображение двух арфистов или арфисток, играющих мелодии стоящему в середине леопарду. Это очень сложная комбинация реальных деталей, за которой ничего не чувствуется. Кто-то назовет это слоном, кто-то - кораблем, другие человеком.
Все это спроецировано на настенную роспись. При всей простоте быт
Гассула был высокостандиртизован: разные формы керамики, разные украшения, разные обряды погребения (немного), но достаточно похожие основные компоненты быта. В отсутствие руководящей, направляющей и регулирующей роли городов тем не менее сельское население было достаточно связано для высокой степени стандартизации. Возле домов стояли прочные, большие, хорошо сделанные ямы для зерна, куда были вкопаны глиняные сосуды; масса зернотерок, площадки для молотьбы и т.д.
Человек изобрел поддувало - это очень важное изобретение: впервые печь стала не открытым очагом, а чем-то похожим на нашу печь. Наличие топки и поддувала позволило гораздо интенсивнее использовать дрова, ускорило процесс приготовления пищи.
Еще более интересным в это время был переход к массовому разведению фиников и оливок. Это очень важные для питания людей Святой земли продукты.
Основным маслом здесь было масло оливковое, а основным сладким материалом финики. Достижение состояло в том, что люди научились выращивать эти культуры в большом количестве на компактных площадях. А значит, они научились поливать сады. Если оливки могут вырасти и без особого присмотра, то финики требуют поливки.
Следующим этапом была встреча с виноградом. После этого списка освоенного был закрыт. Продолжают делать каменные сосуды тех форм, о которых мы говорили, причем из очень твердых пород. Хотя изобретена выплавка металлов, основные орудия - каменные. Это массовые и чрезвычайно обильные орудия. Но в той грубоватой технологии, о причинах распространения которой я уже рассказывал. Они были массовы, дешевы, и никто не утруждал себя шлифовкой,хотя к этому времени она уже 5 тысяч лет как была известна.
Мотыги, крупные скребки, вкладыши для серпов, топоры и клинья каменной кирки. Такого обилия функциональных групп прошлое не знало.
И на все это величие - всего несколько наконечников стрел. Это население, прочно ориентированное на прокормление на небольшой территории с использованием искусственного орошения. В других поселениях иногда бывают стрелы, но, как правило, жители этой культуры уже ни на кого не охотятся. О
чем это свидетельствовало? О том, что, видимо, всех уже выбили. Ни в это время, ни в последующее попыток регулярной охоты за кем бы то ни было с луком и стрелами уже не было. Охотиться продолжали, но на копытных, бегемота и слона. Естественно, тут стрелы помочь не могли, и они постепенно исчезают. Это свидетельствует о дальнейшей специализации на земледелии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.