Есть два обстоятельства, которые надо учитывать. На протяжении 6-5 начала 4 тысячелетия низовье Нила находится под прямым и всеми признанным влиянием Палестины. Долина Нила до фараона была ... Палестины, это совершенно ясно, находилась под ее постоянным культурным влиянием. Это значит, что были регулярные связи между хамитским населением Нила и населением Палестины целых два тысячелетия. Что же касается перемещений хамитского населения по данным глоттохронологии, то по определению ничего сказать нельзя. Но что чрезвычайно печально? Группы восточных и западных семитов жили в постоянном смешении. Когда дело доходит до конкретики, очень трудно отдельные группы, когда появляется письменность, отнести к восточным или западным семитам. И это следствие того, что, выделившись, бесспорно, в
4 тысячелетии, эти группы непрерывно взаимодействовали. Они жили чересполосно. А уж в Палестине с ее динамикой - тем более.
То же самое может относиться и к хамитскому населению. Но те говоры, которые называются хананейскими, о которых имеется информация, в языковом отношении находятся в семитической группе. Смена языка между тем явление чрезвычайно быстрое. Можно сохранить и веру, и все обычаи - и сменить язык.
Это в определенных условиях происходит чрезвычайно быстро. И поэтому ... по обычаям, обрядам и всему, что ... археология, мы не можем вычислить язык сплошь и рядом.
Хананейский язык известен и относится к семитской группе. Но возможно, что население приняло этот язык достаточно поздно и быстро.
Глоттохронология не может дать время абсолютное, когда мы уходим далеко назад. Но собрав те слова, которые сохранились, мы можем представить себе, каковым было общество на момент расхождения. То есть, слова общие позволяют представить себе, чем же занимались люди до того, как они разошлись.
Чем же были семиты до того, как они разошлись? Они уже были земледельцами - это очень важно. Уже имели домашних животных, но не знали металла. Масса слов, которые связаны с земледелием и активным скотоводством, были заимствованы шумерами у семитического населения более развитой северной Месопотамии. Хотя письменные цивилизации расцвели потом здесь, но они наиболее важные слова, касающиеся экономики и хозяйства, заимствовали отсюда, потому что они были позже, они развивались на достигнутом уже. Такие слова, как "пастух", "подпасок", "полевой стан",
"равнина" и многое другое, воспринято было из семитских языков шумерами.
Но кочевниками древние семиты не были никогда. Помните, я вам рассказывал, что нельзя кочевать с коровой и козой? Все это относится к этой эпохе. Теперь я позволю себе немного рассказать об энеолите, о первом этапе Гассула, об эпохе Бершебы. У Гассула есть 2 этапа - А и Б. А - это
Бершеба и родственные памятники и нижние слои Гассула. А собственно Гассул
- это верхние слои Гассула и эпоха со звонким названием Ездрелон, очень хмурая, мрачная культура, самый конец Гассула. Это энеолит, или медный век.
Это когда человек уже научился изготавливать орудия из металла, но не научился делать сплавы и прежде всего бронзу.
Что это значило для экономики? Здесь имеют значение два фактора: очень высокая температура плавления - 1200 градусов. Это очень трудно достигается. А когда достигается, то выплавленное орудие оказывается очень мягким и моментально стирается. Им пользовать трудно и можно это делать очень недолго. Поэтому появление медных орудий до появления бронзы не повлекло за собой массового вытеснения каменных орудий. Прошло порядка тысячелетия, прежде чем человек (и в Палестине тоже) научился делать сплавы, орудия стали более легкоплавкими и более твердыми.
Первый сплав, самый массовый - это бронза: 9 частей меди, 1 часть олова. Температура плавления 700 градусов, а твердость уже гораздо ближе к железу, чем к меди. Но для того чтобы догадаться об этом, человеку понадобилось тысяча лет. Это время и называется энеолитом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.