Очень многое в быту населения, которое изготавливало уже крупные орудия, т.е. уже веками знало металл (человек начинал с маленьких орудий), здесь мы видим уже топоры, долота, т.е. орудия крупные. Все это позволяет говорить, что имеющиеся другие данные о начале металла еще в конце 5
тысячелетия имеют под собой достаточные основания.
Из того, что восходит к традициям, хочется отметить каменные сосуды.
Они изготавливались и раньше, изготавливаются и сейчас , в то время как в других регионах это искусство неизвестно или появляется очень поздно и совершенно в другом контексте. Важно, что этот тип сосудов существовал порядка двух тысяч лет. Потом появляются их глиняные аналоги.
Тогда же появляются и маленькие глиняные хранилища для костей ассуарии. Не позднее середины 4 тысячелетия, а может быть и раньше, появляется то, что называется классическим Гассулом. Как мы знаем, на протяжении тысячелетий здесь мертвых хоронили рядом с домами, при этом отделяли черепа. Теперь появляется новая идея, хотя по-прежнему она связана с домом. Если раньше человека хоронили в его собственном доме или доме его потомков, то теперь строят специальный маленький глиняный дом из обожженной глины, в который складывают кости покойников. Это делается не сразу, мертвому давали полежать какое-то время. То есть, идея о том, что душа не сразу расстается с телом, уже существовала тогда. Мы знаем и другие погребальные обряды, но идея та же. Некоторое время существовало временное погребение: видимо, в течение года погребенный находился в другом месте, а потом его клали в ассуарий. Но такого рода погребение связано не только с ассуарием.
Итак, классический Гассул. Это много мелких поселений по периферии.
Важная их особенность - разбросанность, отсутствие крупных центров. Целый ряд черт - и это важно - сближает Гассул с керамическим Иерихоном Б, хронологически ему предшествовавшим. Это есть и в керамике. Это очень важно, потому что ничто так не отражает этнический состав населения, как керамика. Ее много, производится она обычно в домах, она быстро меняется, быстро реагирует на всякие изменения. Поэтому по керамике отличать этнические группы достаточно легко - легче, чем по орудиям труда и по обрядам погребения.
Сохраняется массовая посуда - кухонная посуда. Те горшки, которые я рисовал, продолжают развиваться и в следующем веке. У него очень характерные ручки - двойные. Имеется целый ряд модификаций этих сосудов, и они будут продолжаться очень долго - в протоурбанистическом периоде и в раннем. Своеобразной мелкой формой являются сосуды, которые не могли стоять. Появляются крупные тарные сосуды - то, в чем древние люди хранили зерно. Маркой, символом этой культуры считается очень своеобразный сосуд для сбивания масла. Его держали за ручки-ушки и трясли вправо-влево. Это очень похоже на современные арабские сосуды того же назначения.
В керамической традиции, с одной стороны, продолжается массовая норма, а с другой стороны, появляется специализированная форма - крупная тара, кубки остродонные и сосуды в форме птицы. Население, которое оставило эти памятники, не создало теллей - больших жилых холмов. Это невысокие холмики, потому, что здесь не было укреплений, не было интенсивного быта - это эпоха деревень.
Оседлые земледельцы в те времена плотно покрывали степную полосу, где сейчас уже ничего не растет, если не поливать. Возможностей для аграрного развития тогда было больше. Здания прямоугольные, многокомнатные, но застройка бессистемная, т.е. сплошные закоулки. Кирпичи леплены от руки, фундамент каменный. Но стены штукатуренные. На стенах рисунки, которые я не решаюсь воспроизвести. Искусство Гассула - чрезвычайно сложная вещь. Здесь появляется нечто новое: большие звезды, вписанные в более крупные звезды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.