Что же пришло на смену концепции постоянных приходов кого-то в
Палестину? Выяснилось, что эти движения были, скорее всего, внутри самой
Палестины. Дело в том, что для пришельцев, которых насчитывалось до 5 волн
- в среднем по одной на тысячелетие, - не смогли найти родины. Ни один из районов, окружающих Палестину издали, не представил нам людей с культурами, которые могли бы претендовать на то, что мы видим в Иерихоне и вообще в долине Иордана в разные периоды упрощения жизни.
Это сюжет важный, и я на нем останавливался и еще буду останавливаться, потому что это важно для понимания духовной жизни, и чем ближе мы приходим ко 2 тысячелетию до н.э.6 тем это важнее.
Палестина состоит, как говорил про Галлию Цезарь, из трех частей. Вот то, что мы называем собственно Палестиной - сама долина Иерихона и горы к западу и к югу. Все это тянется несколько южнее, чем на этой карте. Тем более, что тогда времена были более влажные и тут текли реки, росли леса и т.д. Вторая часть - это низкогорье и степные районы, включая и Дамасский оазис. И, наконец, прибрежная полоса, где человек появился очень поздно. То есть, он там бывал регулярно и было несколько поселений достаточно древних, как вы, возможно, уже помните, но в целом эта полоса освоена не была. К югу лежит Синай, тогда более влажный, но уже тогда достаточно неудобный для жизни. Пустыня была всегда, а водораздел рек Палестины и рек Сирии был достаточно существен не географически, а с точки зрения хозяйства, экономики. Люди ориентировались на реки, и бассейн Оронто основной реки
Сирии - всегда представлял собой несколько иной культурный регион. Это нужно четко себе представлять: на наш взгляд несущественная, граница в верховьях реки Иордана была на протяжении тысячелетий существенной гранью между двумя мирами, из которых один был открыт влияниям, прежде всего северной Месопотамии и северной части Плодородной дуги, а второй собственно Палестина - практически влияниям не подвергался. Даже периоды политического контроля, захвата этой территории не сопровождались сколько-нибудь регулярным присутствием и культурным воздействием на эту территорию. Соответственно, не сопровождались и сколько-нибудь заметным духовным влиянием и на то население, о котором, начиная с сегодняшней лекции, мы можем сказать нечто более определенное относительно его принадлежности.
Сегодня я буду рассказывать в основном о собственно Палестине, но нужно помнить, что это достаточно изолированный регион, в рамках которого мы все время наблюдаем возрождение традиций. То пульсирование, о котором я только что говорил, касается не только жизни города, но и многих элементов материальной культуры. Практически начиная с Кебары через докерамический неолит А, докерамический неолит Б, керамический неолит А, керамический неолит Б и далее в ... культуру, о которой мы будем сегодня беседовать, идут одни и те же обычаи, один и тот же набор приемов хозяйствования, одно и то же отношение к изобразительному искусству, и то, что мы знаем о духовной культуре, позволяет говорить об определенной преемственности.
Прежде всего, начиная с 9 тысячелетия - с докерамического неолита А мы наблюдаем одно и то же отношение к мертвым, один и тот же обряд погребения. Вы знаете, что в рамках существовавшего, видимо, здесь долгое время культа предков особое внимание древнее население Палестины обращало на голову. То есть, постоянно она хранилась отдельно. И сколько бы мы ни наблюдали историю здешнего населения, мы видим этот обычай в разных модификациях на протяжении пяти тысячелетий. Попытайтесь себе представить:
5 тысячелетий одной и той же с небольшими модификациями модели, не присущей другим местам. В определенные периоды, особенно в 7 тысячелетии, когда
Палестина диктовала культурную традицию Плодородной дуге, мы видим этот обычай выше и шире. Потом он исчезает. Здесь же он сохраняется непрерывно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.