Но лежали не просто так. Прекрасные скульпторы после того, как родственник уже некоторое время полежит, но когда его еще помнят, брали гипс и формовали лицо покойного. Все эти лица совершенно не похожи друг на друга, и для сходства в глаза вставляли раковины блестящие. Представление о том, что душа некоторое время находится в теле, существовало, и все эти процедуры начинали не сразу. Только по прошествии некоторого времени душа якобы отлетала и можно было позаботиться об увековечении покойника.
Что касается богов, то они были стилизованные - плоские большие фигуры, и это совершенно другое искусство. Порой они расписаны, и даже можно увидеть бороды. Кроме этого, в гораздо большем, чем в предшествующий период, количестве имелось изображение богини-матери. Начиная с ... до более сложных изображений.
Для нас важно, что некоторые из этих фигур уже являются прообразами изображения богини-матери по нижней части Плодородной земли. Именно здесь, хотя и не в самом Иерихоне, появляется уже законченный, нашедший свое стилевое воплощение образ богини Плодородия: женщина с гипертрофированными бедрами и подчас с ... головой . Нечто никоим образом не наводящее на мысль о том, что женский интеллект считался для богини-матери чем-то существенным. Важны были функции деторождения.
Как они трудились? Все, что можно сделать из камня, здесь делали:
стрелы, серпы, мотыги, всевозможные сосуды, зернотерки, украшения, грузила, колонны священные. Самое главное, что происходило улучшение технологии, но не менялся набор орудий. Все совершенство, которое мы здесь видим на протяжении тысячелетий, - это совершенство городской жизни.
...сельскохозяйственная основа оставалась в прежнем состоянии. Так проходит для Иерихона второй... . В 6500 г. город покинут. Следов битв и погромов нет. Город был оставлен без боя и долгое время стоял пустой. Население куда-то ушло, причины этого неизвестны. Единственное, что можно сказать, это то, что в это время многие уходили со своих поселений в разные места
Палестины.
Потом туда снова придут люди. 02.11.93.
Л Е К Ц И Я 4
Знакомя вас с достаточно сложным и необычным предметом, я старался вначале чаще обращаться к общим закономерностям, больше говорить о нормах, о том, как и что реконструируется. По логике нашего предмета чем дальше, тем он будет становиться конкретнее и несколько суше. С одной стороны, я буду апеллировать к тому, что опыт интерпретации (небольшой) у вас уже сложился на базе моих предшествующих лекций, с другой стороны, вы должны привыкнуть к этой материи. Это не значит, что интерпретаций не будет, без этого просто нельзя, они необходимы, для них и читается курс.
Сегодняшняя лекция хуже всего снабжена материалами на русском языке.
То ощущение первостепенности техногенных цивилизаций, которое привело к гипертрофии Месопотамии и Египта в курсах древнего Востока, применительно к
6-5 тысячелетиям максимально. Поэтому об этих веках в истории Святой земли и одновременно о первых шагах семитских народов на этой территории рассказано чрезвычайно мало. Вот почему роль сегодняшней лекции будет выше, чем роль предыдущих и последующих, и я прошу вас быть предельно внимательными.
Предметом нашего разговора сегодня будут являться два тысячелетия - 6
и 5, на протяжении которых произошли очень большие изменения. Хотя центры городской цивилизации по-прежнему были точечными, их было немного ( в основном это деревенские цивилизации), письменность еще не появилась нигде, сложные государственные институты - тоже.
В некоторых книгах, особенно вышедших до 1965 года, вам может встретиться даже тезис о том, что имело место некоторое запустение
Палестины на протяжении 6 - начала 5 тысячелетия до н.э. Уже к 1975 году было известно, что это не так. Но тем не менее изученность этих веков пока сравнительно невысока, хотя я постараюсь от вас это скрыть и рассказать в виде не менее подробном, чем было после, об этих временах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.