Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 18

Как показывает современное знание, перерыва в духовной традиции, как и в других сторонах бытия, не было, хотя кое-что изменилось. Город постепенно увеличивается,  он по-прежнему сильно укреплен;  именно  в  это  время  его жители  ...  камни  приблизительно 2 на 3,  очень крупные...  .  Появляются прямоугольные жилища.  Я вам уже рассказывал о  теории,  что  прямоугольные жилища  -  это не этический каприз какого-то нового населения,  а следствие изменения типа хозяйства.  Их довольно много,  это хорошие помещения - 5 на

4,  7  на  3  -  нормальные средние комнаты.  Рядом небольшие хозяйственные помещения и склады зерна. Пол и стены покрываются известняковой штукатуркой красного  или  белого  цвета,  иногда на полу даже наносят узор.  Потом ...

сначала ближайшие окрестности,  а потом и  дальше.  Попытки  приписать  это другим очагам материальной культуры не обоснованы.

В помещениях находят черепа жителей;  культ черепа,  видимо,  связан с культом  предков  и  очень распространен.  О нем мы скажем отдельно,  когда обратимся к духовной жизни.  Здесь надо сказать,  из чего строили - это был кирпич в форме современного батона хлеба. Первый кирпич был гораздо сложнее современного, как и многие другие изобретения. Клали эти кирпичи совершенно беспорядочно,  а  на  то,  чтобы  класть  кирпичи  так,  как  мы кладем - в шахматном порядке - на это изобретение ушло лет 700.

Кроме жилищ,   мы  видим  очаги,  которые  служили  для  обогрева  или приготовления  пищи,  и  печи  между   домами.   Двустворчатые   двери   на камнях-подпятниках.  Эта  дверь  поздно  появилась  у  других народов;  это интересное открытие.

Три вида  святилищ.  Самое  простое  - прямоугольное помещение.  Здесь вход,  здесь ...  камень. Это был очень красивый камень, и ему поклонялись.

..............................................................

Мегарон: ... И, наконец, прямоугольное помещение... - третий вид.

Стояли там  в  натуральную  величину глиняные изображения мужчин,  женщин и детей. ...............................................................

Я считаю,  что  это  не  моя  задача  -  вас в такого рода соображения посвящать.  Это и не наш предмет, и я не хочу брать на себя ответственность и на такие темы рассуждать - в вашем обществе во всяком случае.

Второй город,  о котором конкретно надо немного рассказать,  это Бейда вам  известная.  Тоже  укрепленный  город.  Он  младше Иерихона - 7000-6600

приблизительно.  Здесь каменные оборонительные стены.  Замечателен тем, что это  город  ремесленников  и  торговцев,  во  всяком случае его раскопанная часть. Там схема была следующая: жилые дома прямоугольные, двор, а в разных углах  двора  находились  такие  странные  помещения (домики с помещениями, разделенными  очень  толстыми  стенами,  причем   помещениями   чрезвычайно маленькими,  1  на  2  метра  примерно.  Но  зато  в  каждом помещении либо торговец,  либо ремесленник: мясник, косторез и т.п.). Жили все, видимо, на втором этаже, потому что здесь жить невозможно. Но характерно, что это были ремесленники высокой степени  специализации,  а  это  появляется  в  других обществах гораздо позже.

Вероятно, в  Иерихоне  было  что-то  похожее,   но   площади   слишком небольшие. Бейда - город маленький, тем не менее там были и ремесленники, и торговцы.  А предметы очень сложные,  специализация очень высокая.  Поэтому уже   в  это  время,  задолго  до  всех  других  обществ,  мы  видим  здесь специализацию на ремесле и на торговле.  То есть,  чисто городские функции.

Конец 8 - 7 тысячелетие до н.э.

Мы имеем большой  город  раскопанный  и  маленький  специализированный город.

Что мы знаем о духовной жизни Иерихона и его материальной культуре?

Ведущей моделью  духовной  жизни  Иерихона  был  культ  предков,  т.е.

обожествление собственных родителей,  причем не абстрактных, а конкретных бабушек,  дедушек  и  т.д.  Кости  куда-то уносились,  а сами они лежали по одному,  по два,  по три, по четыре - в зависимости от плодовистости семьи.