Как показывает современное знание, перерыва в духовной традиции, как и в других сторонах бытия, не было, хотя кое-что изменилось. Город постепенно увеличивается, он по-прежнему сильно укреплен; именно в это время его жители ... камни приблизительно 2 на 3, очень крупные... . Появляются прямоугольные жилища. Я вам уже рассказывал о теории, что прямоугольные жилища - это не этический каприз какого-то нового населения, а следствие изменения типа хозяйства. Их довольно много, это хорошие помещения - 5 на
4, 7 на 3 - нормальные средние комнаты. Рядом небольшие хозяйственные помещения и склады зерна. Пол и стены покрываются известняковой штукатуркой красного или белого цвета, иногда на полу даже наносят узор. Потом ...
сначала ближайшие окрестности, а потом и дальше. Попытки приписать это другим очагам материальной культуры не обоснованы.
В помещениях находят черепа жителей; культ черепа, видимо, связан с культом предков и очень распространен. О нем мы скажем отдельно, когда обратимся к духовной жизни. Здесь надо сказать, из чего строили - это был кирпич в форме современного батона хлеба. Первый кирпич был гораздо сложнее современного, как и многие другие изобретения. Клали эти кирпичи совершенно беспорядочно, а на то, чтобы класть кирпичи так, как мы кладем - в шахматном порядке - на это изобретение ушло лет 700.
Кроме жилищ, мы видим очаги, которые служили для обогрева или приготовления пищи, и печи между домами. Двустворчатые двери на камнях-подпятниках. Эта дверь поздно появилась у других народов; это интересное открытие.
Три вида святилищ. Самое простое - прямоугольное помещение. Здесь вход, здесь ... камень. Это был очень красивый камень, и ему поклонялись.
..............................................................
Мегарон: ... И, наконец, прямоугольное помещение... - третий вид.
Стояли там в натуральную величину глиняные изображения мужчин, женщин и детей. ...............................................................
Я считаю, что это не моя задача - вас в такого рода соображения посвящать. Это и не наш предмет, и я не хочу брать на себя ответственность и на такие темы рассуждать - в вашем обществе во всяком случае.
Второй город, о котором конкретно надо немного рассказать, это Бейда вам известная. Тоже укрепленный город. Он младше Иерихона - 7000-6600
приблизительно. Здесь каменные оборонительные стены. Замечателен тем, что это город ремесленников и торговцев, во всяком случае его раскопанная часть. Там схема была следующая: жилые дома прямоугольные, двор, а в разных углах двора находились такие странные помещения (домики с помещениями, разделенными очень толстыми стенами, причем помещениями чрезвычайно маленькими, 1 на 2 метра примерно. Но зато в каждом помещении либо торговец, либо ремесленник: мясник, косторез и т.п.). Жили все, видимо, на втором этаже, потому что здесь жить невозможно. Но характерно, что это были ремесленники высокой степени специализации, а это появляется в других обществах гораздо позже.
Вероятно, в Иерихоне было что-то похожее, но площади слишком небольшие. Бейда - город маленький, тем не менее там были и ремесленники, и торговцы. А предметы очень сложные, специализация очень высокая. Поэтому уже в это время, задолго до всех других обществ, мы видим здесь специализацию на ремесле и на торговле. То есть, чисто городские функции.
Конец 8 - 7 тысячелетие до н.э.
Мы имеем большой город раскопанный и маленький специализированный город.
Что мы знаем о духовной жизни Иерихона и его материальной культуре?
Ведущей моделью духовной жизни Иерихона был культ предков, т.е.
обожествление собственных родителей, причем не абстрактных, а конкретных бабушек, дедушек и т.д. Кости куда-то уносились, а сами они лежали по одному, по два, по три, по четыре - в зависимости от плодовистости семьи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.