Скорее всего найденное святилище, достаточно сложное, но похожее на гассульское, кроме того, керамика имеется и в пещере, и в святилище, дата их бесспорна. Святилище прямоугольное, каменное, длинное узкое помещение, двери в длинной стороне, напротив двери алтарь, перед ним - пепел жертвоприношений, в полу ямы с остатками приношений, т.е. те приношения, которые уже как-то отслужили, но выбрасывать их нельзя. Для археологов это настоящее сокровище. Все было очень аккуратно разграблено. Видимо, те, от кого прятали все эти предметы, действительно пришли. Кроме битой посуды, причем разбитой не медленно, а в один момент - взятия этого святилища или бегства - ничего не было. Но, видимо, это и есть святилище, которое дало находки в Нахаль Мешмаре. А кто разбил? Видимо, носители той самой городской протокультуры, с которой я начну следующую лекцию.
23.11.93.
Л Е К Ц И Я 7
К концу 3 тысячелетия относится приход амореев, в число которых входили древние евреи, и возможно, это и есть время Авраама, ведь оно точно не описано в Библии, а расчет поколений еще недостаточно выходит за определение, данное Лопухиным ранним генеалогиям. Археологически это ранний бронзовый век, а в конце этого периода археологами выделяется протоурбанистический период.
В связи с этим периодом мне сразу хочется сказать, что для всех стран древности, и прежде всего Передней Азии, конец того, что называется протоурбанистическим периодом, является временем, непосредственно предшествующим массовому появлению городов. Здесь же город был уже давно, и слово "протоурбанистический" прямо не подходит. Но оно годится в том смысле, что это время начало формирования многих городов рядом с тем единственным, который существовал в это время.
Нам осталось немного поговорить о Гассуле, потом мы обратимся к протоурбанистическому периоду, а потом уже к 3 тысячелетию до н.э.
Что важно для энеолита - раннего металла - Святой земли? Первое: это цивилизация, развивавшаяся на территории самой
Палестины и за Иорданией. Достижения этого времени, технологические и социальные, это достижения в результате внутреннего развития. Сторонники всяких приходов в данном случае никак не могли, как это часто бывает с этой концепцией, найти откуда же они пришли.
Второе: образ жизни очень разный, плюральность развития продолжается.
Третье: хотя металл вошел в обращение (вы помните замечательные находки скипетров в пещере), города в это время еще не возникают. В это время формируются деревни в окончательном виде. Гассульцы - народ самоцентрический, они не имели потребности в прочных связях с другими территориями, кроме побережья, северной Сирии. Тем более они не были торговым народом. В значительной степени они были теми же, кто создал цивилизацию предшествовавшего тысячелетия - цивилизацию позднего неолита Б,
Иерихона и других.
Но не нужно думать, что это некоторое кольцо вокруг опустевшей долины
Иерихона. Гассул находится в 5 километрах от Иордана.
Итак, следующий период - конец 4 тысячелетия, предгосударственный, он же протоурбанистический. Этот период, в общем-то, является продолжением традиций, сложившихся у гассульцев. Но появляются некоторые новые явления, которые позволяют говорить либо о существенных изменениях в духовной, материальной и социальной жизни, либо о том, что кто-то пришел, но не издалека. Сюда приходили в основном из степи, иногда с побережья. Ни из
Египта, ни из Месопотамии никто сюда никогда не приходил. Впоследствии это бывало, но всерьез здесь никогда никто не ......... .
Что нового принес с собой предгосударственный период? Обычай захоронения мертвых не под домами, а в пещерах естественных, а потом искусственных. Эта традиция утвердилась на много веков. Это новое в духовной жизни. Вы помните, что первоначальное захоронение предков - в доме, потом в искусственном доме, потом в мегалите, а потом - склепы, куда хоронили людей веками (до 400 погребенных).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.