Что является концом каменного века и началом века металла? Не появление отдельных предметов из самородной меди, которые появляются очень рано (сначала спорадически, а потом снова исчезают), а момент, когда металл начинает вытеснять камень хотя бы из одной серьезной области. Это время наступает где-то к 3700 г. в одних местах, чуточку раньше в других, а у некоторых народов и до сегодняшнего дня не наступило. Этот процесс еще не завершен.
Докерамический неолит - явление чрезвычайно интересное и нигде в мире больше не существующее. Обычно неолит - это сразу и шлифованные каменные орудия, и изготовление керамики. Но это - на периферии типа Европы, а уже в культурных центрах древнего мира положение было иным. Докерамический неолит
А - 8300-7600 г. и докерамический неолит Б - 7600-6600 г. Эти даты многократно рассматривались, пересматривались. И, наконец, переходный период - 6600-6000 г. Его можно рассматривать как поздний ДКНБ или как самостоятельный переходный период. Так или иначе, до 6000 г. до н.э.
развитие шло более или менее по одной линии.
Что касается керамического неолита, то он более индивидуален для разных территорий и здесь нет таких прочных единых этапов. Чем дальше развиваются технология и социальная структура, тем больше локальных вариантов.
Базовыми памятниками здесь являются вначале памятники Палестины, и прежде всего Иерихон, а кроме того, есть еще несколько памятников, о которых я буду говорить и которые лучше сейчас назвать, чтобы потом не отвлекаться: Бейда, Айн Маллаха (Эйнан), Вади Фалла (Нахаль Орен).
Теперь идет докерамический неолит. Кроме уже упоминавшихся памятников, нужно знать всего два: Мюрайбит (А) и Мунхата (Б).
Что касается керамического неолита, то здесь вам нужно знать, кроме
Иерихона и уже известной вам Мунхаты, еще один памятник - Вади Рабах. Это уже керамический неолит Палестины, потому что, допустим, Мюрайбит входит в большой круг культуры и находится вне Палестины. Докерамический неолит я излагаю на более широкой территории, а потом уже обилие материала заставляет вернуться в пределы Палестины, откуда мы снова выйдем на следующей лекции.
Здесь я должен ввести понятие, которым мы будем пользоваться дальше, понятие Плодородного полумесяца. Это Палестина, Ливан, Сирия, Юго-Восточная
Турция, предгорье гор Загрос. Все это - сравнительно невысокие горы, расположенные, действительно, полумесяцем. Сюда не входят долины Тигра и
Евфрата, Армянское, Западно-Иранское, Анатолийское нагорья,
Северо-Месопотамская степь.
Что это за район? Это и есть та территория, на которую в конце натуфийской культуры выплескивается влияние технологическое, а частью социальное и духовное - тех, кто населял Святую землю, и где развиваются в дальнейшем и технология, и социальная структура в первую очередь, обгоняя остальную землю.
Мало того, с момента, когда по отношению к этой территории можно говорить о языковой принадлежности населения, мы знаем, что все это были группы семитского населения, восточного, потом все более западносемитского, именно по внутренней части полумесяца. А по внешней были иранские народы, армяноязычные, другие ранние индоевропейцы и другие народы, о которых ничего не известно. Египет никогда не входил в эту территорию - места, чрезвычайно отсталые в рамках того периода, о котором идет речь, да и сами равнины Месопотамии стали очагом культуры поздно. По-настоящему цивилизация технологическая и сложные социальные структуры родились не в долинах, они туда были привнесены населением из этих невысоких гор. А в рамках этого полумесяца импульс был дан Палестине, хотя потом некоторые его участки стали развиваться быстрее, и прежде всего анатолийские, а потом дело технологического и социального развития перешло в долины великих рек Нила, Тигра и Евфрата. Что касается интересующих нас районов, то такое впечатление, что их население утратило интерес к технологическому и социальному прогрессу, но об этом мы будем говорить позже и не только в рамках нашего курса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.