90 процентов жителей Палестины никогда не было такого количества ценных вещей - в любую эпоху. Это 5 тысячелетие до н.э. Может быть, это было и раньше. Было бы не удивительно, если бы в Иерихоне такие люди были - те, кто организовывал массовые строительные работы и большие группы вооруженных людей для охраны города, конечно, имели какие-то дополнительные материальные возможности. Итак, в 5 тысячелетии впервые в Палестине зафиксированы очень богатые люди. Сравнения с современностью были бы плоскими, но это та категория людей, которых один на десять тысяч в нашем обществе. Просто мне трудно перевести, но совершенно очевидно, что эти вещи были в Палестине у каких-то 50 человек.
Что важно для этого периода в целом? К концу 5 тысячелетия совершенно очевидно общее процветание Палестины. Густая заселенность, унифицированная очень культура. Совершенно ясно, что трудности, с которых начиналось тысячелетие, ушли, как всегда временно, в прошлое.
В самом конце 5 тысячелетия происходят некоторые новые процессы, но я расскажу только о части их. Растет количество тарной посуды, то есть растет количество запасов у населения. С этого момента и до сегодняшнего дня крупная посуда для хранения больших количеств зерна - порой до трети тонны
- становится обязательным элементом деревенской кухни. А формы их традиционны - те же самые выпукло-вогнутые венчики, те же самые ручки-ушки, та же самая простая раскраска полосами красной краски. Но ... очень мало.
По-прежнему обильны топоры и мотыги каменные. В связи с ними я думаю о еще одной общей закономерности развития материальной культуры, которая действует до сих пор. Предметы массового потребления, прежде всего крестьянские орудия труда, всегда изготовляются в упрощенной технологии и из дешевых материалов. Вещь вроде бы тривиальная. Но для археологов и для понимания того, чем были те народы, которые населяли Палестину позже, важно это знать. Грубые, простые каменные технологии совершенно не являются обязательным признаком раннего этапа использования камня. Наоборот: чем ближе к веку металла, и особенно в начале века металла, тем проще и примитивнее становятся каменные орудия земледельца, его топор и мотыга. В
них не вкладывают столько любви, их не шлифуют часами и днями, их наскоро обколачивают, а вместо того, чтобы затачивать, просто отбивают кусок - и лезвие снова становится острым. Поэтому у крестьян этого времени мы видим очень много орудий гораздо более примитивных, чем раньше. Зато в гораздо большем количестве. То же самое с серпами. Человек научился быстро изготавливать новые орудия и не так возится с теми, которые у него есть.
Где-то в конце пятого тысячелетия - между 4200 и 2800 - время каменного века в Палестине кончается. Начинается век металла. Начинается равнинная культура Гассул (рубеж 5 и 4 до последней трети 4 тысячелетия до н.э.). Очень длительный период, время многочисленных изменений.
К рассуждению о плюральности я должен добавить еще одну вещь. В
Палестине не только было несколько очагов одной и той же культуры, они не только время от времени менялись местами, вытеснялись и конфликтовали, но они и не одновременно прекращали свое существование. В одной части гассулская культура уже кончилась, в другой части той же самой малюсенькой
Палестины она еще 200 лет может продолжаться. Границы между периодами размыты в силу специфики этой страны. В Месопотамии и в долине Нила никогда такое не было возможным - это тоталитарное техногенное общество, там если что-то кончилось, так уж кончилось на огромной территории. Здесь иной мир.
Вполне можно жить в 80 километрах и отставать на 200 лет, даже не в культурном или духовном развитии, а в технологическом. Где-то кто-то использует новые приемы, а где-то не использует. Никто ничего не навязывает. Механизм этого представить себе трудно, потому что аналогий нет. Но сам по себе факт археология показывает совершенно очевидно, и это позволяет много лучше представить себе мир.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.