По-прежнему здесь нет давящей на человека политической структуры.
Здесь не возникает централизованное государство. Если для других районов период городов-государств, период соревнования плюральности был коротким, а потом люди с выдвинутыми челюстями создавали азиатские империи, то здесь этого не было и с установлением государства. Никто внутри не мог объединить
Палестину в государство, даже когда идея эта и возникла. В северной Сирии было, в Месопотамии было, на Ниле было, а здесь не было.
Мало того, носители техногенных цивилизаций не могли завоевать государство ..........................., хотя вторглись.
Третье: никого вовне они не могли и не хотели ............ Во 2
тысячелетии Палестина дала завоевателей - это гиксосы, но те тоже
....................................................... И в государственный период мы видим разные этнические группы.
Такова ситуация во всех основных ландшафтных зонах. Города-государства есть и в собственно Палестине, и в долине Ездрелона, и в степной полосе, откуда вечно приходили соседи. Есть города даже на юге, в будущей пустные.
Единственное, где их нет, - это побережье. Там пока города не возникают, хотя финикийские города растут как грибы по всему побережью. В северной
Сирии появляется тенденция завоевания друг друга, а в Палестине, на ее побережье, в Финикии, Келесирии ничего такого не было.
В духовной жизни Палестины в это время процветали всевозможные языческие культы, как и в Верхней Месопотамии. Были они достаточно разнообразны, связаны с культом плодородия, умирающей и возрождающейся природы. Культов, связанных с небом, с планетами, было меньше (это месопотамские культы). Культ змеи.
Само по себе население этого времени - скорее всего хананейское. В
языковом отношении - западные семиты двух групп ("акающие", как москвичи, это амореи; "окающие", как в Вологде, - это хананеи).
Почему государства существуют с 3 тысячелетия, а письменность, во всяком случае дошедшая до нас, - только с начала 2 тысячелетия?
Не только техногенная цивилизация Двуречья и долины Нила, но и семитское государство Эбла уже в середине 3 тысячелетия имеют письменность, причем частично аккадско-семитскую, частично собственно эблаитскую. Нужно помнить, что отсутствие документов на вечных материалах не означает отсутствия письменности. Это очень важная проблема. Каждая цивилизация имеет свой круг тем, которые заслуживают фиксации на вечных материалах. И
список этот у разных цивилизаций разный.
Кроме того, не нужно путать наличие государственности с наличием письменности. Появившаяся вначале на хананейской территории письменность
(она возникла в городе Библ) уже очень своеобразна. Она производит впечатление прошедшей уже длительный путь развития. Финикийское письмо принципиально иное, чем письменность древних техногенных цивилизаций. Она очень практическая, позволяющая записывать очень сложные мысли и нюансы, потому что она ................, а не ....................... Это принципиально новый тип письменности. У нас есть представление о времени формирования принципиально нового типа письменности, действующего до сих пор. Есть все основания считать, что письменность существовала и раньше, но не проецировалась на вечный материал, не считалась заслуживающей фиксации на вечном материале.
Кроме того, небольшие очаги письменности могли возникать - речь идет об отсутствии массовой письменности. Эблу нашли случайно, до этого считалось................................ Даже появившись, письменность обслуживала очень маленькие группы населения. Это записи обязательств либо экономических внутри государства, либо межгосударственных в виде всяких соглашений. Вот что в первую очередь фиксировалось на вечных материалах. Не исключаю, что случайные находки типа находок в Эбле могут быть сделаны и здесь. Но как массовое явление письменость безусловно не существовала применительно к вечным материалам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.