Хотя архитектурно, да и по преемственности люди, создавшие Иерихон эпохи керамического неолита Б, бесспорно были прямыми преемниками тех, кто оставил слой керамического неолита А. Почему? Потому что они строили первоначально, используя жилища своих предшественников, их верхние части. И
только потом начали строить самостоятельно дома, не связанные планировочно с тем, что было до этого. Это предположение чрезвычайно важно, потому что ощущение непрерывных приходов и уходов - оно гипертрофическое, и мне хочется, чтобы вы это представляли себе сами. Формы керамики - те же самые, та же самая, лишь слегка изменившаяся миска, несколько изменившийся горшок, те же орнаменты и более скромная роспись. Но появляется одно изобретение, которое еще долгое время будет для нас маркой, признаком, характеристикой керамики Палестины. Это сосуды с венчиком (венчик уже выделен), ... ушки стали горизонтальными, но самое важное - выпукло-вогнутый венчик в форме лука (имеется в виду оружие). Это важнейший признак. Неизвестно, что это значило, но самое главное - это было.
Во всех этих культурах была общей одна важная особенность: хоронили они в домах, культ предков доминировал. А когда хоронили в домах, то ничего не клали, поскольку в доме и так все есть. Вот когда начали хоронить на кладбищах, вне домов, тогда массами пошел погребальный инвентарь. Мы находим то, что хозяйка не вымела - там очень хорошо подметали.
Исследования Новгорода показали, что культурные слои там нарастали быстрее во времена упадка и медленнее культурный слой рос, когда все было хорошо.
Дворник ведь тоже чувствовал себя хорошо и подметал город, а в период, когда денег не хватало ни на что, в том числе и на дворников, мусор убирали мало и культурный слой рос быстро.
Здесь убирали, видимо, хорошо. Вообще в древности, когда медицина, особенно по части эпидемий, была развита слабее, люди гораздо больше следили за чистотой даже в деревнях и работали там гораздо больше.
Что изменилось в керамике? Качество повышается, стенки становятся тоньше, не так много сыплют соломы, как раньше (при обжиге керамика дает усадку, и чтобы этого не происходило, туда добавляли рубленую солому), с глиной научились работать более совершенно. Продолжается лощение - та же самая окраска красно-кремовая. Но сосуды массово становятся лучше, а на парадной керамике роспись становится более скромной. Это не от бедности, а потому, что меняется отношение к керамике, меняется символика.
Л Е К Ц И Я 5
Предметом нашей беседы сегодня будут следующие два тысячелетия истории
Святой земли. Время Иерихона УШ или керамический неолит Б. Третье название
- уже известная вам фаза Вади Рабах. Все это занимает 5 тысячелетие. Я
успел вам рассказать немного об этом в прошлый раз, не буду повторяться, но некоторые сюжеты позволю себе кратко повторить, чтобы нам войти в курс.
В отличие от керамического неолита А, Иерихон снова становится более похож на то, что потом называлось городом. Хотя на протяжении истории
Палестины (а для 9-4 тысячелетия ее основным городом был и оставался
Иерихон, хотя он, бесспорно, не был столицей, потому что не было соответствующего государства) мы наблюдаем определенную пульсацию городской жизни, не стоит представлять себе процесс технологического и социального в данном случае прежде всего социального - развития населения Палестины и прилегающих земель как процесс поступательный. Город то обрастает стенами, покрывается хорошо спланированными помещениями, улицами, мостовыми, то снова превращается в малоорганизованное скопление сравнительно простых домов.
Долгое время считалось, что это явление, которое можно наблюдать и в
3, и во 2 тысячелетии до н.э., было следствием прихода сюда новых групп населения. Вы столкнетесь в литературе с этой точкой зрения. Но, она впервые фундаментально обоснованная уже упоминавшейся Кэтрин Кеннион, в настоящее время отвергнута и Кеннион в последние годы своей жизни также ее не придерживалась.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.