В Гассуле 10 строительных периодов, т.е. она существовала очень долго.
Причем тип домов совершенно одинаков для всех периодов, а керамика меняется. Что интересно, под самыми нижними зданиями Гассула керамика периода керамического неолита Б. Базой этой культуры был поздний неолитический Иерихон. А вторая особенность этой культуры - ни одно из поселений гассульской культуры не породило города, это были деревни по определению. Когда в протогородской период начинают появляться города, когда в начале 3 тысячелетия они становятся реальным и регулярным явлением в каждой сколько-нибудь крупной долине семитской Палестины, они возникают не на местах деревень эпохи Гассула. Меняется очень многое. Тип отношений человека и окружающей земли был каким-то совершенно иным. Они не могли стать городами, эти сытые веками существующие деревни не содержали в себе чего-то, что позволило бы им стать впоследствии городами. Хотя нельзя было сказать, что это население, очень уж скучно жившее. В том же Гассуле найдено святилище (потом форма такого святилища будет встречаться в городской цивилизации, но не на этом месте), оно датируется порядка 3700
лет до н.э.
Кроме Гассула, памятников этого типа очень много, но все они по периферии долины Иордана, хотя и в его бассейне. Гассул в пяти километрах от Иордана, но уже в другой долине. На прибрежной равнине уже появляются первые оседлые крупные поселения, где потом будут жить филистимляне, гиксосы и т.д. Те же самые керамические ассуарии, прямоугольные окна, практически немногим отличающиеся от современных домов этих местностей, кроме одного отличия:покатая крыша. В те времена еще шли дожди, все остальное неизменно, а плоская крыша появляется тогда, когда уже нечему стекать.
Керамика очень похожа. Я уже говорил о стандартности. Тот же набор:
птичьи сосуды, конические кубки, те же типы декора, те же мотыги. Но, в отличие от Гассула, поселения прибрежной равнины, менее благоприятной, более сухой, существовали только в дождливые периоды. Это явление, которое надо учитывать, особенно когда вы представляете себе уже времена Авраама и позже. Один и тот же район может быть объектом деятельности земледельцев в течение нескольких лет, покуда идут дождливые годы подряд: семь коров тощих, семь коров толстых. На период "толстых коров" люди поселялись, жили, возделывали поля, порой даже сады, а когда становилось сухо, год-два как-то мучались, а потом забрасывали это место. Вот такого рода перемещающиеся земледельцы составляли значительную часть населения степной зоны. Деревни не постоянные, но чисто земледельческие. Это тип бытия, который был присущ и племенам ибри до их прихода, и многим их предшественникам в степной полосе к востоку от Палестины.
Здесь стрел несколько больше, и это естественно: сельскохозяйственное население реже, животные и птицы сохранились в большем количестве, есть на кого охотиться.
Следующий памятник - Абу Матар. О его странных жилищах я вам уже рассказывал - те, кто жил в пещерах. Пещеры были коммунальными. Опустившись на 2-7 метров на глубину, вы оказывались в помещении круглом, от которого в разные стороны отходили короткие тоннели. Порядка 5-7 комнат площадью 12-15
метров окружали этот общий холл, в котором были хозяйственные ямы, ямы для хранения воды и т.д. Очаги были на поверхности - разводить огонь в таких пещерах было просто опасно.
Жили очень подолгу, там много жилых слоев. После разрушения пещеры могли выкапывать на этом месте новую пещеру, но уже с искусственным верхом.
Видимо, этот тип жизни их устраивал долгое время, но в конце этого периода мы снова видим наземные прямоугольные дома.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.