Когда речь идет о животных, то они изображены предельно реалистично. А если после этого посмотреть на изображения человека, то они сугубо примитивны.
Про некоторые из этих изображений можно сказать: может, это и не человек.
Здесь два тысячелетия шел процесс стилизации.
Был и скульптурный натурализм - вот эта обнимающаяся пара, очень натуралистическое изображение без всякой стилизации или семантизации, вполне реалистическое при всей своей наивной нецензурности.
Но бывали изображения частей человеческого тела, например, средней части - от живота до начала ног. Почему-то это место казалось значимым.
Таких статуэток докерамический неолит дает огромное количество. Было и прикладное искусство - украшения. В основном это редкие красивые косточки, из которых делались ожерелья, и раковины, из которых делались головные уборы. Чувство прекрасного натуфийцу не было чуждо.
Хоронили они в основном в скорченном положении, на поселении сплошь и рядом - где жили, там и хоронили, порой посыпали красной охрой. Отношение к потустороннему миру, то, как оно формулируется, многое говорит об обществе.
Надо сказать, то, что мы видим у натуфийцев, было каким-то общим для всех народов этого этапа. Ранний земледелец всегда стремился похоронить покойника в скорченной позе, на боку и посыпать его красной охрой. Вот такого рода явления существуют на протяжении веков, и мы будем сталкиваться с ними регулярно.
Есть такое явление - конвергенция, когда в силу похожих причин возникают похожие явления у народов, совершенно не знакомых друг с другом.
Долгое время это пытались объяснить переселениями - бедные предки-де метались из конца в конец Старого света. По мере накопления фактов стало проще. Это была какая-то норма. Объяснить ее невозможно. Народы, практикующие такого рода обряды, не существуют, но это было везде и всегда.
Здесь это началось с натуфийцев. Для этого региона они дали импульс такого рода наблюдениям. Они есть и в наших степях, они есть практически везде на определенном этапе развития.
На этом я позволю себе завершить тему натуфийцев и перейти к докерамическому неолиту А. Итоговой мыслью будет следующее: в натуфийский период возникла деревня - прочная, сытая земледельческая деревня. И
возникла она прежде всего в Палестине. Даже на большом расстоянии на этой карте видно, что все надписи, все точки - все они в Палестине, кроме двух, расположенных далеко и одиноких.
Натуфийская культура - это культура Палестины, но она, так же, как и докерамический неолит Иерихона, оказала большое воздействие на остальной
Плодородный полумесяц. Вслед за богатыми деревнями возникают богатые города. Начинается докерамический неолит А, начинается эпоха Иерихона.
Раскопки Кэтрин Кеннион - женщины, которая значительную часть своей жизни посвятила высокопрофессиональным, эталонным по своему качеству раскопкам этого города, - это великое дело, потому что представления наши не только об археологии Святой земли, но и вообще о том, как шло развитие социально-технологического... очень изменились. Как всегда в науке, первые несколько лет никто не верил, потом в это поверили, что, впрочем, не изменило общего взгляда на предмет, потому что очень не хотелось менять точку зрения.
Когда кончаются старые теории? Когда гибнут ненаучные теории, не подтверждающиеся в материалах? Когда умирает их носитель. В науке не принято убивать оппонентов, поэтому новые факты, при всей своей очевидности, становятся всеобщим достоянием только тогда, когда сменится поколение людей, которых учили уже по-другому. Правда, события в Иерихоне были такого масштаба, что не потребовалось смены поколений, но лет 10 некое хмыканье по углам раздавалось, но сейчас оно уже прекратилось, хотя на общую модель мира это повлияло пока очень слабо. 8300-7600 г. - самый известный, самый знаменитый Иерихон А, докерамический неолит А. Потом перерыв с 7600 до 7300 г. - что-то с этим городом произошло, он был разрушен и некоторое время стоял в запустении. И второй период этого города
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.