Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 22

Что собой  представлял  керамический  Иерихон   А?   Прежде   всего,   ему предшествовало запустение города,  о котором я рассказывал. Срок запустения неясен.  Пришло   население   чрезвычайно   простое,   жившее   в   круглых полуземлянках, но не менее плотно, чем предшествующее население.

Надо сказать,  что на протяжении истории здесь постоянно конкурировали два типа жилищ,  сменяя друг друга:  то круглые,  то прямоугольные. Начали, вроде,  с круглых,  но даже это не обязательно.  Есть такое искушение  -  и многие  ему поддались - объявить круглые дома жилищами примитивных народов, которые приходили к очагам цивилизации,  уничтожали их,  поселялись там,  а потом сами как-то развивались,  и дома как-то становились прямоугольными, а потом все плохо,  снова приходят какие-то плохие люди, снова строят круглые дома,  и так повторялось в истории Палестины раза четыре.  Но,  видимо, все было гораздо сложнее.  Существовали и очень сложные сообщества  с  круглыми домами, были чрезвычайно примитивные, строившие дома прямоугольные, ... то, что нельзя прямо выводить из одного этого факта, что-то более определенное, нежели  ...,  и  о  чем  я  вам  уже  рассказывал  -  разные  типы семейной организации. Но они явно могли исчезать, возрождаться.

Повторяю: простота дома, круглой полуземлянки,  не говорила о том, что исчезла теснота, которая, собственно говоря, порождает город как социальный институт.  Но жить,  конечно,  стало проще.  Дворы,  очаги, площади вскрыты больше,  чем для более ранних времен,  а светильников нет,  красивых  вещей тоже  нет - явно какое-то упрощение.  Но были и плюсы,  и минусы.  Каменные сосуды стали грубее,  а разновидностей их стало меньше;  изменился набор  и форма  орудий  труда.  Как  раз  здесь процветают те самые грубые зубцы,  о которых я говорил,  идущие еще из древнего Иерихона Б. Это орудие оказалось очень  перспективным  для земледельцев и существовало до раннего бронзового века,  т.е.  до конца 4 тысячелетия - еще  2-3  тысячелетия.  В  целом  при значительном  изменении  формы  и  типа  города  основная  масса предметов, которыми люди пользовались,  осталась прежней.  Но упрощение их налицо, оно совершенно  очевидно.  Зато  продолжает  ...  керамика,  причем  совершенно своеобразная. Если можно говорить о том, что в это время возникает глиняная посуда  у самых разных народов,  в самых разных областях,  тоже недалеко от

Палестины то,  возможно,  здесь имела место конвергенция.  Во всяком случае влияние  на  этот важнейший компонент материальных культур населения Святой земли никто не  оказывал.  Никому  из  археологов  не  приходило  в  голову сказать, что те формы, которые мы видим в Иерихоне в это время, есть формы, кем-то навеянные.

Формы эти  чрезвычайно  просты,  но  это не первый этап.  Где-то лежат самые ранние сосуды Палестины.  Самое простое - это  миска  и  горшок,  две ведущие формы,  самое главное,  что нужно человеку. Целиком они не найдены, низа нет.  Это не самые ранние формы,  потому что уже имеется плоское  дно.

Везде,  где  мы  прослеживаем  самые  ранние стадии возникновения керамики, плоское дно проявляется не с самого начала. Кроме того, горшок имеет венчик

-  это  тоже позднее явление.  Самые ранние формы - так называемые баночные сосуды - на других памятниках представлены.  С  них  обычно  начиналось.  А

потом   появляется   плоское   дно,   отгибается  венчик  и  совсем  поздно придумываются ушки,  ведь это  технически  очень  сложно.  Мало  того,  эта керамика расписная,  и роспись тоже очень поздняя. И тем не менее это самое раннее из того,  что мы имеем в Иерихоне.  В Хагошриме,  который  несколько моложе,  керамика  проще,  в  том  числе  там нет росписи.  Но памятник еще слишком плохо изучен,  мало исследован.  Главное, что надо помнить, это то, что керамика Иерихона уже достаточно сложна,  что на нее никто не влиял,  а она содержит две  очень  важных  идеи  -  ручки-ушка  маленького,  которому суждено  большое будущее,  и идею росписи,  причем двухцветной - кремовой и красной,  восходящей к росписи домов Иерихона  более  раннего  времени.  На каком-то  другом  материале эта идея сохранялась веками,  и когда появилась керамика, эта идея была спроецирована на нее.