- решение оказывается неприемлемым или нереализуемым;
- решение принимается дольше;
Самым эффективным способом для устранения искажения информации на этапе её передачи – система обратной связи. Система может заключаться в одном или совокупности следующих действий:
- возможность предоставления обратной связи любому сотруднику филиала в центр напрямую;
- публикация обратной связи (собрания, совещания, тренинги);
- проведение периодических модерированных совещаний, на которых организуется структурированный, обоюдный обмен информацией, получение обратной связи;
3.4. Бюджетирование филиалов.
Финансовое бюджетирование является одним из основных средств планирования и контроля хозяйственной деятельности обособленных подразделений. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи коммерческой организации. Процесс бюджетирования состоит из нескольких этапов:
1. Планирование.
2. Учет.
3. Контроль.
4. Анализ.
5. Корректировка.
Первый этап заключается в постановке целей финансово-хозяйственной деятельности, которые имеют количественные и качественные характеристики, и разработке бюджетных отчетов, что позволит добиться полной управляемости и информатированности финансово-экономическим положением компании. Исходя из опыта, в обособленных подразделениях не налажена система управленческого учета, и те отчеты, которые составляются для отражения деятельности филиала, некорректно информируют о финансово-экономических показателях.
Эффективным решением будет интеграция управленческого, бухгалтерского и налогового учета в единую модель, что позволит полно и объективно отражать результаты деятельности и предоставлять подробную информацию для руководства.
Также важным будет являться фиксирование затратных статей бюджета не в виде сумм, а в виде процентов от доходности статей. В этом случае при росте доходов необходимые для поддержания роста средства не придётся долго согласовывать с офисом и, наоборот, при невыполнении доходных статей затраты будут ограничены и перерасход будет незначительным. Учет материально - производственных запасов в соответствии с ПБУ5/01 необходимо учитывать по стоимости «без НДС». В таблице № 10 приведены плюсы и минусы бюджетирования филиалов:
Таблица №10. Плюсы и минусы бюджетирования филиалов.
Плюсы |
Минусы |
Самостоятельность принятия решения в рамках филиала |
В некоторых случаях расходы могут быть не оптимальны. |
Экономия времени руководящего состава, быстрота в принятии решений |
Требуется время на обучение бюджетированию, составлении, обсуждение, принятие бюджета |
Удобно для финансового планирования центра и филиала |
|
Обеспечивает большую четкость, ответственность, инициативность в работе |
|
Сотрудники занимаются оптимизацией затрат |
Из приведённой таблицы видно, что бюджетирование обладает рядом преимуществ. Помимо этого бюджетирование предоставляет возможность контролировать промежуточные результаты деятельности, понимать насколько успешна выбранная стратегия развития и вырабатывать корректирующие мероприятия, четко распределять функции финансового управления и ответственность за результат между подразделениями компании, а также концентрироваться на специфических задачах бизнеса, например управление доходностью, затратами, инвестициями. Перед финансовой службой в процессе бюджетированияфилиала стоят следующие задачи:
- сбор и анализ исполнения бюджета;
- составление прогноза до конца года;
- корректировка годовых планов и составление скользящих прогнозов;
Эффективному процессу бюджетирования в компании зачастую мешают различные методологические нюансы:
- процесс бюджетирования не формализован и порождает споры и противоречия;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.