Однако, наряду с достоинствами данной структуры в качестве отличительных черт нужно отметить и очевидные организационные недостатки, такие как:
1. Проблемы межфункциональной координации. Это порождает определенную конфликтность между филиалами, если между ними существуют взаимодействия, стремление возвыситься в ряду равных;
2. Узкая специализация работников, которая сужает горизонт их профессионального видения, принижает общеорганизационные цели и задачи до функциональных;
3. Ограничение возможности профессионального развития функциональных и особенно линейных руководителей (последние освобождаются от специализированных управленческих функций, сосредотачивая свое внимание на проблемах деятельности филиалов);
4. Как правило, недостаточность полномочий у функциональных и линейных руководителей, которые “выталкивают” принятие решения на уровень вышестоящего руководителя, тем самым перегружая его текущими проблемами.
2. Сложная (дивизиональная). Структура, в которой большая часть контактов осуществляется через специально созданные региональные центры, оптимальна в случаях, когда количество филиалов превышает 8-10 единиц. Схематично представлена на рисунке 2.
Рисунок № 2. Дивизиональная структура.
Структура необходима в тех случаях, когда компания выходит на принципиально новые рынки. Речь идет не столько о расширении географии присутствия, сколько о других продуктовых и товарных рынках. Особенностью данной структуры является необходимость создания "мини-головного" офиса в дивизионах, что предполагает увеличение затрат на управленческий персонал. В ряде случаев отмечается также рост расходов в связи с дублированием региональных программ. Однако такая схема управления филиалами подразумевает большую самостоятельность директоров дивизионов и означает децентрализацию принятия решений по большинству вопросов. Именно недостаточная широта передаваемых полномочий - наиболее типичная ошибка, допускаемая при выстраивании этой структуры.
Большинство компаний из списка Fortune 500 имеют дивизиональную структуру. Крупнейшие и богатейшие корпорации используют эту схему управления при развитии региональных филиалов. Она также оптимальна для компаний, имеющих широкий ассортимент продукции. Особенностями данной структуры и её достоинствами являются:
- расширение прав подразделений, которое повышает быстроту реакции на изменение состояний внешней среды, что увеличивает гибкость и адаптивность организации в целом;
- выделение подразделений как “центров прибыли”, что позволяет не только определить ответственность линейных руководителей за получение доходов, но и уделить больше внимания отдельным рынкам, продуктам или потребителям;
- руководители самостоятельных структур получают опыт координации и регулирования деятельности как производственных, так и функциональных подразделений. Это создает благоприятные условия для формирования руководящих кадров компании;
- широкая децентрализация и делегирование полномочий практически полностью освобождают высшее руководство от текущих проблем развития фирмы и позволяет сосредоточиться на решении стратегических задач.
Децентрализованная. Структура, в которой все основные решения принимаются локально, в филиалах, в рамках принятой стратегии, норм, требований, планов, бюджетов. Из плюсов такой системы можно отметить отсутствие постоянного контроля со стороны головного офиса, сокращение временных и денежных затрат на функцию контроллинга. Однако, при такой система большой внимание должно быть уделено четкости и однозначности информации, содержащейся в положении о филиале, управлять филиалом должен человек, долгое время работающий в компании, знающий стратегию, политику компании, умеющий принимать ответственные решения, профессиональный менеджер.
Рисунок № 3. Децентрализованная структура.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.