- учитывает отклонение
формы трубы от идеальной;
- в смятой в месте
изгиба трубе;
- смятие до
;
- в гибких шлангах
<1600;
- при перегибах
шлангов.
1.3.10. Турбулентное движение жидкости в трубах
Турбулентное течение в гладких трубах. В виду того, что при турбулентном течении отсутствует
слоистость потока и происходит перемешивание жидкости, закон трения Ньютона
неприемлем (рис. 1.60.). В поперечном направлении касательные напряжения на
стенки трубы, в турбулентном режиме, больше, чем в ламинарном, при тех же
значениях
.

Рис. 1.60. Траектории движения при турбулентном режиме.
Распределение скоростей в турбулентном потоке более равномерно, чем в ламинарном, а нарастание скорости у стенки более крутое, по сравнению с ламинарным параболическим законом (рис. 1.61.).
Коэффициент
, при турбулентном
режиме меньше, чем при ламинарном. Так, он изменяется: от
=1,13, при
,
до
при
.
Практически
(рис. 1.61.).
|
|
|
|
Рис. 1.61. К определению коэффициента
.
Потери энергии при турбулентном течении, в гладких
трубках постоянного сечения (на трение) больше, чем при ламинарном при тех же
,
,
, при одинаковых
(рис.
1.62.). Увеличение потерь энергии происходит от вихреобразования в потоке.
При ламинарном:
-
скорость
в первой степени;
при турбулентном:
-
в квадрате.

Рис. 1.62. График зависимости потерь напора от скорости.
Так как на практике гладкие трубопроводы встречаются крайне редко, рассмотрим турбулентный режим движения жидкости в целом.
Установлено, что турбулентный поток весьма сложен и несмотря на большие исследования еще мало изучен (т.к. движение беспорядочно).
При этом скорость в любой точке потока постоянно
изменяется как по направлению, так и по величине (рис. 1.63.). Кривая АВС –
изменение скорости
в зависимости от времени
.
Это явление называется пульсацией скоростей
;

Рис. 1.63. График пульсации скоростей.
Из рисунка 1.63. следует, что скорость пульсаций U:
, где:
- мгновенная скорость;
- осредненная скорость.
Тогда:
.
Установившееся движение при турбулентном режиме – это движение, при котором в любой точке пространства занятого жидкостью, осредненная скорость и гидродинамическое давление не меняются с течением времени.
Наличие перемешивания в турбулентном потоке и
связанного с ним переноса количества движения из одного слоя жидкости в другой,
приводят к определенному выравниванию осредненных скоростей в различных потоках
живого сечения (рис. 1.64.). При этом, чем больше
, тем
более выражена эпюра скоростей.
Представленная ниже схема (рис. 1.64. и рис. 1.65.) показывает, что скорость от стенок у турбулентного режима движения нарастает быстрее, чем у ламинарного, а затем изменения малы.

Рис. 1.64. Схема распределения скоростей при турбулентном режиме.
При ламинарном режиме (
) имеем
следующие соотношения:
;
(корректив скорости).
При турбулентном (
):
;
.
Если
- то получаем
совершенно равномерную эпюру распределения скоростей, т.е.
.

Рис. 1.65. Схема распределения скоростей (вид с торца).
Толщина пограничного слоя
от 0,1
до 1-2 мм. В новых исследованиях пограничный слой подразделяется на два слоя.
В пределах переходного слоя под влиянием шероховатости зарождаются вихри, являющиеся основной причиной перемешивания (рис. 1.65, 1.66.).
Рис. 1.66. К определению шероховатости.
Различают: абсолютную шероховатость -
(рис. 1.66.);
относительную шероховатость:
; (94)
относительную гладкость:
. (95)
Если
, т.е. если высота
выступов шероховатости меньше пограничного слоя – труба считается
гидравлически гладкой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.