ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Стратегический менеджмент, как один из инструментов развития фирмы, региона, в целом хозяйства страны сформировался в конце 60-х годов в странах с рыночной экономикой. Предпосылкой его развития явились объективные причины развития мировой экономической системы и отдельных национальных экономик. К числу таких причин можно отнести, в первую очередь, большую неустойчивость развития экономики и в связи с этим высокую неопределенность будущего.
Однако, как и любая из экономических дисциплин, стратегический менеджмент имеет свои взлеты и падения. Если в 70-х годах его считали одним из самых эффективных методов управления, то по мере дальнейшего развития общества этот метод стал все чаще терпеть фиаско. С одной стороны, это можно объяснить субъективными причинами - опытом и профессионализмом людей, участвующих в выработки и реализации стратегии. С другой - были и объективные причины. Развитие любой хозяйственной системы требует частичного и даже полного изменения аппарата управления. Все это послужило причиной того, что к середине 80-х годов стратегический менеджмент стал все меньше находить сторонников в большом бизнесе.
Однако в настоящее время стратегический менеджмент начинает переживать свое второе рождение. Как свидетельствуют зарубежные публикации, все чаще экономисты и специалисты в области управления обращаются к методам стратегического менеджмента для решения проблем развития своего бизнеса. Именно стратегические проблемы развития бизнеса становятся приоритетными задачами управления и будут таковыми, по крайней мере, в ближайшие пять лет.
Стратегический менеджмент не является нечто новым и для российской экономики. Долгосрочное планирование в течение многих лет являлось важным элементом управления экономикой страны. Если пренебречь теми недостатками, которые были присущи методам долгосрочного планирования, как и всей социалистической системе, можно говорить о достаточно большом заделе в этой области еще советскими экономистами. Однако, как и все старое, оно требует переосмысления и переработки с учетом новых экономических условий и современного уровня развития страны в системе мирового хозяйства.
Данная работа предполагает решение небольшой задачи - познакомить студентов с основами стратегического менеджмента. В ней представлена характеристика основных понятий стратегического менеджмента, основных этапов разработки и реализации стратегии и применяемых на них инструментов стратегического менеджмента.
До конца 50-х годов для определения перспективных направлений развития фирмы успешно применялось долгосрочные планирование. Суть его заключалась в экстраполяции основных тенденций и показателей развития фирмы.
Долгосрочные цели представляли собой количественное увеличение показателей существующих производственных процессов и сбытовой деятельности. Акцент ставился на оценке потребностей фирмы в ресурсах, а также на составление и оптимизацию ее бюджета. Тем самым, в долгосрочном планировании преобладали оперативные решения. Фактор времени не учитывался.
Стратегический менеджмент явился реакцией на изменения, которые наблюдаются в нашей жизни.
Десять направлений изменений нашей жизни.
1. Децентрализация - наиболее распространенная и ярко выраженная из десяти рассматриваемых тенденций. Право принятия решения делегируется на самые низкие уровни иерархии в организации. Эта тенденция противоположна тенденции, имевшей место с 1900 по 1960 гг.
2. Перемещение с севера на юг основных промышленных предприятий и населения - особенно сильно проявляется в США, однако имеет место также и в Великобритании.
3. Разукрупнение государственных предприятий в таких отраслях, как медицинское обслуживание, телефонные услуги, авиаперевозки, образование.
4. Развитие информационной отрасли, в которой большое число работников зарабатывают деньги, обрабатывая информацию. Эта тенденция более глубокая, чем превращение аграрных государств в промышленные в прошлом веке.
5. Биология, как господствующая наука вместо лидировавших физики и электроники. Эта тенденция подтверждается развитием таких технологий, как генная инженерия.
6. Более широкие возможности для выбора, недоступные в прошлом. Например, растущее число образовательных курсов (имеется в виду высшее образование) и больше марок сигарет, чем когда-либо в прошлом. Теперь у нас есть свобода выбора, о которой мы раньше даже не мечтали.
7. Вслед за развитием высоких технологий, снижается необходимость визуального контакта.
8. Компьютер как освободитель - применяется во многих областях человеческой деятельности. Он будет влиять на поведение практически всех слоев общества
9. Повышение роли инициативы и большая свобода работников в организации. Старый стиль управления уступает место новому, который ценит и поощряет предпринимательскую инициативу работников и предоставляет небывалую свободу (автономность) при выборе методов работы. Бюрократические системы остаются объектом для рассмотрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.