Разработка функциональных стратегий означает поиск правильного поведения в рамках заданной функции и базовой (корпоративной) стратегии. В различные периоды времени можно наблюдать изменение значимости функциональной деятельности фирмы. Так, в 60-е годы ведущим была маркетинговая деятельность, в 70-е – финансы и кадры, в 80-е – информационное обеспечение.
Основные этапы для определения функциональной стратегии:
1. определить роль и конкретное содержание данной функции.
2. Уточнить как выполнение данной функции способствует развитию бизнеса.
3. Четко провести разграничение между функциями.
4. Согласовать деятельность исполнителей функций с корпоративной миссией, тем самым избежать узкофункционального подхода.
В идеале функциональное подразделение должно выполнять ту работу, с которой способно хорошо справляться и располагать продуманной функциональной стратегией, увязанной с корпоративной стратегией.
Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии развития фирмы.
Стратегия маркетинга – детализация маркетинговой части стратегии. Её можно назвать одной из ведущих в системе функциональных. Она включает в себя совокупность направлений развития фирмы на рынке. Элементами маркетинговой стратегии являются:
- товарная стратегия
- стратегия ценообразования
- стратегия товародвижения (сбыта)
- стратегия продвижения.
Как правило маркетинговая стратегия разрабатывается по каждому сегменту рынка (товару). Однако акцент ставится на получение системного эффекта с точки зрения экономии затрат.
Для разработки данного вида стратегии используются такие методы, как Матрица Бостонской Консалтинговой группы (матрица БКГ), матрица PIM, которые рассматривались в курсе маркетинга.
Финансовая стратегия предполагает формирование и определение направлений использования финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии. Финансы часто являются основным ограничением для масштаба и выбора направления деятельности фирмы. Поэтому разработка данной стратегии имеет особую важность для выбора базовой и разработки остальных функциональных стратегий.
Выделяют следующие компоненты финансовой стратегии:
- структура предпринимательства, которая находит отражение в увеличении активов фирмы, в том числе финансовых ресурсов и рационализации их структуры. Важным моментом здесь является обеспечение ликвидности фирмы.
- Структура накопления и потребления, которая заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и накопления, которое обеспечивает реализацию базовой стратегии.
- Стратегия задолженности, определяющая основные элементы кредитного плана: сумму кредита, источник кредитования, график возвращения кредита.
- Финансирование бизнес-стратегий и крупных программ, которая чаще всего включает решения по капитальным вложениям по таким направлениям, как социальные программы, рост и модернизация основных фондов, новое строительство, поглощения и приобретения и т.п.
Стратегия НИОКР представляет собой инновационную политику фирмы. Она позволяет поддерживать или наращивать конкурентный статус выпускаемой продукции. Возможно направление этой стратегии, связанное с защитой позиций фирмы на рынке путем поддержание жизненного цикла продукта (модернизация и т.п.). Другое направление обеспечивает разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста в форме НИОКР. Последние направление существенно зависит от специфики отрасли (скорости обновления продукции). К основным элементам стратегии НИОКР относятся:
- Технологическое прогнозирование и планирование
- Структура НИОКР (собственные исследования и/или покупка патентов, «ноу-хау»)
- Управление НИОКР
Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности фирмы в области выпуска продукции (оказания услуг). Важнейшие составляющие данной стратегии:
- планирование производства и контроль
- повышение производительности труда
- человеческий фактор на производстве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.