Основные показатели, характеризующие внешнюю среду:
1. Экономические факторы: Цикл деловой активности, темпы ВНП, изменение учетной ставки (показатель, характеризующий денежное обращение), уровень инфляции, уровень безработицы и новые рабочие места, энергообеспеченность.
2. Технологические факторы: государственные расходы на НИОКР (связаны с тактическими задачами), приоритеты правительства и промышленников на технологические разработки (связаны с долгосрочными планами); новые разработки и технологии в области механизации, робототизации, материаловедения; скорость передачи технологий, скорость ухода старой продукции с рынка .
3. Социально-культурные факторы: демографические признаки населения, распределение доходов, социальная мобильность общества, изменение в стиле жизни, отношение к работе и отдыху, уровень образования, уровень потребления товаров и услуг.
4. Политические факторы: антимонопольная политика, протекционистские законы, налоговая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, законы в области трудовой деятельности.
2 этап. Оценка природокружающей среды. Здесь обсуждается неопределенность окружающей среды. Особое внимание уделяется двум ее характеристикам: динамизму и сложности.
Уровень динамизма характеризуется частотой и скоростью изменения. Сложность определяется количеством связей между отдельными элементами системы, характером их взаимодействием и взаимовлиянием. С ростом динамизма и сложности возрастает неопределенность самой среды.
Поэтому основное внимание при анализе отдается неформальным методам прогнозирования (экспертным оценкам).
Можно выделить три вопроса, на которые следует ответить на данном этап: насколько неопределенна окружающая среда и, в чем причина этой неопределенности и в каком ключе эта неопределенность должна быть рассмотрена.
Анализ специфической среды
Отраслевой анализ позволяет получить картину общего положения в отрасли и выявить ведущие компании. В первую очередь, важно определить доминирующие в отрасли экономические характеристики, по которым проводится оценка положения в отрасли. Ниже приведены ряд этих характеристик и их стратегическая значимость.
Размеры рынка |
Крупные рынки привлекают крупные фирмы, желая приобрести компании с целью укрепления своих позиций в притягательных областях |
Рост размеров рынка |
Быстрый рост вызывает появление новых фирм, замедление роста ведет к росту конкуренции и отсечки слабых конкурентов. |
Избыток или дефицит производственных мощностей |
Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток ведет к противоположной тенденции по издержкам. |
Прибыльность в отрасли |
Высокие прибыли поощряют новые входы, депрессии – поощряют выходы |
Барьеры входа\выхода |
Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм |
Стандартизация товара |
Переключение продавца от одного производителя к другому |
Скорость изменения технологии |
Возрастает риск неокупаемости инвестиций в технологии и оборудование, они не окупаются из-за быстрого морального устаревания последних |
Вертикальная интеграция |
Рост требований к капиталу, рост дифференциации стоимости между фирмами разной степени интеграции |
Экономия на масштабе |
Важно при ценовой конкуренции, увеличивается объем и размеры рынка |
Быстрое обновление товара |
Сокращение жизненного цикла товара |
Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли
1. Изменение в долговременной скорости роста. Оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности новых фирм.
2. Изменения в структура покупателей и способах и сферах использования товаров. Эти сдвиги не должны быть упущены фирмой и требуют от нее внутренней перестройки
3. Инновации в продуктах
4. Технологические изменения
5. Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.