Основы стратегического менеджмента, страница 7

            Этапы разработки стратегического плана

1.   Анализ деловой и окружающей среды

2.  Целеполагание:

n формулировка миссии организации

n формулировка системы целей

3.   Разработка базовой стратегии и ее альтернатив

4.   Разработка функциональных стратегий:

n стратегия маркетинга

n производственная стратегия

n финансовая стратегия

n стратегия НИОКР (R&Q)

n организационная стратегия

n социальная стратегия

n экологическая стратегия.

5.   Разработка программ по наиболее важным стратегическим целям. Бизнес-планы

Стратегический анализ

            Стратегический анализ – это этап разработки стратегии, на котором собирается, систематизируется и анализируется информация о состоянии внешней окружающей среды и ресурсного потенциала фирмы. Цель данного этапа – определение текущего положения фирмы на рынке, ее внутреннего состояния и выявление условий для дальнейшего успешного развития.

            Процедуру стратегического анализа можно разделить на два этапа:

1.   Анализ деловой окружающей среды

2.   Анализ ресурсного потенциала фирмы.

АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Внешняя деловая окружающая среда - это совокупность социально-экономических, экологических факторов, которые воздействуют на фирму и влияют на эффективность ее функционирования. Окружающая среда может быть подразделена на следующие виды в зависимости от отдаленности от фирмы:

- макросреда (общая)

- отраслевая среда (специфическая

Получение информации с точки зрения предприятия в основном осуществляется за счет прогнозных разработок, сделанных вне рамок самой фирмы.

Если оборот превышает 1 млрд. долларов, то создаются свои подразделения для отслеживания окружающей среды. Соответственно размерам фирмы и объем полученной информации.

            Поставщиками информации для остальных являются:

-  государственные организации, публикации государственных статистических организаций и т.д., периодические экономические издания (Экономики и жизнь, Коммерсант и т.д.)

-  консалтинговые фирмы.

      Получение и объем информации зависит от развитости рынка и уровня и классификации самой фирмы.

            Основные этапы анализа среды:

1.   Проводится аудит влияния факторов деловой окружающей среды (ДОС)

2.   Оценка природы ДОС

3.   Определяются ключевые силы ДОС с помощью метода структурного анализа

Во время аудита требуется ответить на следующие вопросы:

- Какие из указанных факторов наиболее существенны для фирмы в текущий момент.

- Какие из этих факторов будут существенны в перспективе.

Основная задача этапа аудита ДОС – через показатели и их перекрестное влияние определить, основные тенденции развития экономики, которые будут существенно влиять на функционирование фирмы в планируемый период.

Одной из систем, позволяющей определить основные группы факторов Дос является система “РEST” .  В ней дана увязка основных групп факторов деловой окружающей среды через основные виды деятельности предприятия.

Эконм.среда                                рынок капитала                                           рынок труда

 


Эконом.                          Финасов.                прогноз безработицы            

прогнозы                        политика                и создания новых  рабочих мест

           

Демография             демограф.                                           Маркетинговая

                                    Прогноз                Ф И Р М А              политика                       Информация

                                                                                                                                        о конкурентах

                                Мониторинг и                Снабжен.        Лоббирование

                             политика НИОКР             политика                                            производство


Социально-          Технология      Экология                Потребители

культ.факторы