Основы стратегического менеджмента, страница 21

            Виды вертикальной интеграции:

-  “вниз” – контроль за производством компонент и узлов продукции по основной деятельности (или профиля) фирмы.

-  “вверх” – производственная, связанная с производством из своих полуфабрикатов конечного продукта; внепроизводственная, означающая  включение распределения (т.е. своя сбытовая сеть).

Горизонтальная диверсификация представляет собой реализацию своего развития за счет поглощения фирм в системе «продукт-рынок» внутри своей отрасли или какой-либо смежной отрасли. Например, выход военного предприятия в результате конверсии на рынок бытовой техники.

Побочная (корпоративная) – связана с выходом за пределы отрасли. Фирма начинает  функционировать в отрасли совершенно не связанной с той продукцией, которую она выпускала. Позволяет фирме обеспечить быстрый рост и привести к повышению стабильности или к крупным финансовым потерям. Для успеха от фирмы требуется очень точный расчет, связанный с определением риска.

К основной причине диверсификации можно отнести ситуацию, когда у фирмы в данной отрасли дела идут нестабильно(как правило сильная конкуренция или отрасль в периоде спада). Фирма не сворачивая свое производство пытается вложить свои финансовые средства в другое производство.

Абер выделяет следующие причины вертикальной интеграции и диверсификации: обмен или свободное владение мастерством или активами посредством владения одним из элементов – вложение торговой маркой, мастерством маркетинга, сервисное обслуживание, НИОКР и возможности нового продукта, избытки производственных мощностей, экономия на масштабах.

Для несвязной диверсификации Абер выделяет следующие причины:

1)  Стремление фирмы получить внереализационную прибыль

2)  Управление и распространение потока наличности

3)  Стремление уменьшить риск за счет работы на многочисленных рынках

4)  Получение ликвидных средств

5)  Выгоды налогооблажения

К числу основных целей стратегии вертикальной интеграции относятся:

1. Устранение неопределенности путем контроля экономических процессов, связанных с производством (снабжение и сбыт).

2.Ограничение конкуренции путем монополизации сферы снабжения и распределения каналов. В противном случае компании пришлось бы добиваться преимущественных позиций в конкурентной борьбе.

3.  Улучшение качества выпускаемых продуктов и снижение издержек за счет синергетического эффекта.

4.  Быстрое изменение новшество в производство и изменений в технологии.

Нередко понятия вертикальной интеграции и диверсификации рассматриваются как идентичные. В связи с этим отметим основные отличительные черты вертикальной интеграции: не изменяет жизненного цикла изделия, влияет лишь на его временные границы – сокращение за счет сбытовой сети.

            Изменяет границы хозяйственных единиц, но не изменяет характера продукта. Напротив, диверсификация объединяет производство более одного вида продукции, каждый из которых имеет свое назначение и последовательность технологических операций.

Диверсификация и вертикальная интеграция - ведущая альтернатива в стратегии номенклатуры.

Многонациональное управление представляет собой стратегию, направленную на расширение сфер деятельности фирмы – снабженческой (поиск ресурсов), производственной (расширение производственных мощностей за счет их открытия в других странах) и сбытовой (поиск новых рынков)

Стратегия предполагает ориентацию компаний по следующие направлениям:

-  внутренний рынок;

-  экспорт;

-  многонациональные, транснациональные компании.

Основная цель стратегии конкуренции состоит в сохранении или увеличении доли компании на рынке. Ведущим инструментом формирования стратегии является концепция стратегических зон хозяйствования, разработанная И.Ансоффом, и концепция конкурентного преимущества М.Портера.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ