В стратегическом планировании предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого отсутствует. Экстраполяция заменена развернутым стратегическим анализом.
Стратегический анализ предназначен для взаимоувязки перспектив развития и целей с последующей выработкой стратегии. Текущие программы и бюджеты, получаемые в результате долгосрочного планирования, ориентируют оперативные подразделения фирмы на обеспечение деятельности на настоящий момент, а стратегические программы – на будущее.
Основная цель стратегического менеджмента – создание устойчивого преимущества в условиях высокой неопределенности среды (экономические, технологические, конкурентные и социально-культурные изменения). Это предполагает, что фирма должна базировать свою деятельность на стратегических возможностях (более устойчивых и оперативных во времени). Кроме того, требуется разработать систему мониторинга среды и ее анализа, а также работать над повышением способности адаптации к быстрым изменениям среды.
Стратегический менеджмент
как инструмент управления фирмой
Стратегический менеджмент является одним из направлений менеджмента. Поэтому он имеет ту же структуру (см. схему 1.1.) , что и менеджмент в целом. Отличие заключается лишь в том, что цели, на которые направлен стратегический менеджмент, носят долгосрочный, стратегический характер. Именно эта специфика и определяет то, что проводимые на каждом этапе управления работы нацелены не на текущий период деятельности фирмы, а на успешное функционирование ее в перспективе. Естественно, что 100-процентной гарантии успеха от реализации стратегии не может дать никто. Для успешного функционирования фирма должна постоянно отслеживать ситуацию и оперативно изменять свое поведение. Но это должно происходить в рамках выбранной стратегии.
В целом, если рассматривать менеджмент, то можно говорить об оперативном, или текущем управлении и управлении, направленном на упрочнение позиций фирмы на рынке в будущем. От того, какие принимаются решения по управлению фирмой в текущем управлении, зависит прибыль фирмы в период до года. От стратегических решений зависит не только финансовое положение фирмы в будущем - периоде большем, чем год. От стратегических решений зависят конкурентные позиции фирмы на рынке в течение достаточно длительного периода в перспективе. В зарубежной литературе для оценки конкурентоспособности фирмы, ее эффективности функционирования используются не только финансовые показатели. К ним можно отнести имидж фирмы, ее положение по сравнению с другими фирмами на отечественном и мировом (если речь идет о крупных компаниях) рынке, оценка ее акций, и т.п.
Основная цель стратегического менеджмента состоит в том, чтобы позаботиться о положении фирмы на рынке в будущем. Нередко для решения стратегических задач, роста ее финансового состояния фирмы в текущей своей деятельности ограничивают свое финансовое положение, экономят, чтобы, сделав хорошо подготовленный бросок перегнать своих конкурентов как минимум на шаг.
Рынок есть борьба между производителями за потребителя. Именно стабильный спрос на продукцию фирмы позволяет ей уверенно функционировать. Но для того, чтобы оставаться лидером на рынке, производитель вынужден следить за ситуацией на рынке. Это предполагает не только оценку текущей деятельности конкурентов и прогноз их действий на будущее. Для выработки верной стратегии требуется оценка возможных тенденций развития общества практически во всех областях и сферах.
Таким образом, главная задача стратегического менеджмента состоит в повышении потенциала приспособляемости фирмы к изменяющимся внешним условиям и достижения динамического равновесия в системе «фирма-среда».
Стратегическая концепция может быть определена как цели, задачи и основная политика, а также планы по достижению этих целей. Эта концепция и должна определяться как бизнес компании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.