Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 5

Обратимся к сопровождающим материал рисункам. Автор делает попытки разнообразить рисунки изучаемых фигур, что позволит избежать формирования у детей стереотипов изображения тех или иных объектов геометрии. С другой стороны, за каждой из фигур закрепляется свое расположение, что в дальнейшем может стать причиной ряда ошибок, связанных с определением фигуры (в смысле ее «узнавания»).

Для отработки и закрепления той или иной темы предлагается ряд вопросов и задач на контроль изучаемого материала. Данные вопросы позволяют проверить учителю, насколько заучен материал, но не помогают ученикам разобраться в данной теме. В этом смысле, нельзя с точностью сказать, кто понял данный материал, а кто его просто выучил. Это различение важно для осуществления полноценного учебного процесса.

В учебнике геометрии под редакцией И. Ф. Шарыгина изложение материала принципиально отличается от традиционного [16]. Данный учебник «реализует авторскую, наглядно-эмпирическую концепцию построения школьного курса геометрии. Это выражается, прежде всего, в отказе от аксиоматического подхода. Аксиоматика, конечно, присутствует, но не выдвигается на первый план» [16, c.2]. Название каждой геометрической фигуры автор помещает в соответствующий геометрический объект (рис.1). Таким образом, автор делает большой акцент на визуальное восприятие детей.

 Прямоугольник

 
 

    Рис. 1

Данный учебник не содержит определения четырехугольника. Многоугольник здесь рассматривается как замкнутая ломаная, которая в свою очередь является плоской кривой. В силу этого понятие многоугольника помещено в главу «Основные свойства плоскости», изучаемую в 7 классе. Рассмотрение видов четырехугольников начинается в 8 классе в главе «Подобие».  Этому посвящен первый параграф: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат». Понятия вводимых объектов строятся на определении четырехугольника. Определение самого четырехугольника ни где не дается («параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны» [16, с.144], «ромбом называется четырехугольник, все стороны которого равны между собой» [16, с.147], «квадратом называется четырехугольник, у которого все стороны равны между собой, а все углы - прямые» [16, с.148]). Определение  трапеции вводится вне системы видов четырехугольников, в следующем параграфе,  наряду с теоремой Фалеса и средней линией треугольника, хотя и через понятие четырехугольника («трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны между собой, а две другие не параллельны» [16, c.153]). 

Как отмечает сам автор, в учебнике «больше внимания … уделено методам решения геометрических задач. Система задач дифференцирована по уровням сложности, кроме того, в теоретической части разделы, отмеченные *, предназначены для углубленной подготовки» [16, c.2]. 

Представление материала в данном учебнике более логично, чем в учебнике Атанасяна. Он  обладает иной, нежели в традиционных учебниках, системностью и связью материала. Проследить ее также весьма затруднительно (так, создается впечатление о потери связи между многоугольником, четырехугольником, видами четырехугольников и трапеции).

1.1.2 Особенности материала по теме «Четырехугольник» курса геометрии методом учебно-предметных проблем

Рассмотрим учебник под редакцией А. М. Аронова, А. М. Скрипка [1].   Авторы не создают полную аксиоматику геометрии, как достаточную основу для построения теории. Аксиомы и постулаты возникают по мере необходимости. Важно выделение базовых, фундаментальных фактов и понятий, на которых строится теория геометрии (например, аксиома параллельных прямых, теорема о сумме углов треугольника, понятие треугольника).